Наружная реклама: кому приносят выгоду медиафасады в Казани?

В Казани сократилось количество объектов наружной рекламы, но при этом доходы из этой сферы, поступаемые в бюджет города, выросли. Об этом сообщили на 34-й сессии Казанской городской Думы, состоявшейся на прошлой неделе.

news_top_970_100

С 2006 года в Казани действует политика поэтапного сокращения наружной рекламы. В результате крупноформатные рекламные носители полностью выведены из центральной части города.

Количество рекламного инвентаря в городе сократилось с более чем 2,2 тыс. единиц в 2006 году до 1,1 тыс. единиц по итогам торгов 2012 - 2016 годов. По результатам торгов 2018 года общее количество рекламных мест сократилось еще на 33% - до 898, а количество рекламных еврощитов уменьшилось на 42% - до 597 мест.

В начале 2018 года в Казани массово закончились сроки пятилетних договоров на установку рекламных конструкций, заключенных по итогам торгов 2012 года. За эти 5 лет в городе удалось организовать стабильно работающий рекламный рынок. Доход городского бюджета от рекламной деятельности за 5 лет составил 1,4 млрд рублей, среднегодовой доход бюджета - 280 млн рублей. 

Новые торги 2018 года прошли по измененным правилам - впервые договоры с рекламными компаниями заключены на 10 лет. Сейчас рекламные компании смогут долгосрочно инвестировать в установку высокотехнологичных конструкций, в первую очередь с электронно-цифровой поверхностью.

Несмотря на значительное сокращение электронных конструкций, доходы бюджета от рекламной деятельности по итогам торгов 2018 года удалось увеличить с 280 млн до 320 млн рублей в год. Таким образом, совокупный доход бюджета за 10 лет составит 3,2 млрд рублей. 

До 2006 года бюджет от рекламной деятельности получал около 14 млн рублей в год, а сегодня доходы города от этой сферы увеличились более чем в 20 раз. Это обусловлено в первую очередь тем, что сейчас права установки на рекламную конструкцию разыгрываются в ходе высококонкурентных процедур - на электронных аукционах.

Благодаря постоянному контролю за наружной рекламой случаи появления незаконных конструкций в Казани стали единичными. Так, если по итогам торгов 2012 года исполком принудительно демонтировал 600 щитов, то в 2018-м только 16.

В былые годы усилия специалистов контрольных служб были направлены на выявление и демонтаж незаконных конструкций, а сейчас проверяется соответствие вида конструкций разрешительным документам.

Но на рынке наружной рекламы есть проблема, которую обозначили сами участники рынка, - это медиафасады. Владельцы подобных рекламных конструкций не платят в городскую казну за аренду, а только получают разрешение и составляют не совсем честную конкуренцию добросовестным игрокам рынка наружной рекламы. Сегодня в столице Татарстана насчитывается 21 медиафасад. По примерным оценкам, их собственники забирают 25 - 30% рынка наружной рекламы.

Загвоздка в том, что установка медиафасадов регулируется не исполкомом, а собственниками домов при согласовании с их жителями. Поистине золотое дно - получаешь доходы и никому не платишь. Мэр Казани пообещал обсудить эту проблему с депутатами и найти решение, которое устроило бы все стороны.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100