Познакомиться с традициями и насладиться национальным колоритом соседней с Татарстаном республики имели возможность журналисты Приволжского федерального округа в рамках пресс-тура, организованного в июне Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. 

«Ах, эта свадьба…»

Ранний подъем, два часа пути от Йошкар-Олы, и вот она, самобытная гордость марийцев, - село Шоруньжа Моркинского района, что выиграло звание культурной столицы финно-угорского мира в 2019 году. Временем основания поселения историки называют V - VI века нашей эры, а жители села, первое письменное упоминание о котором ведет к 1763 году, бережно хранят духовную культуру и традиции своего народа. «Колыбель народа мари», «родник талантов», «земля чудо-родников» - так называют марийцы Шоруньжу. Именно здесь проходят национальные праздники, самый масштабный из которых - международный фестиваль-конкурс свадебных обрядов «Суан пайрем». Идея необычного фестиваля, целью которого стало сохранение свадебных национальных традиций, начала воплощаться в жизнь 10 лет назад.

И с каждым годом популярность его растет не только среди марийцев, приезжающих со всей России, из Финляндии, Эстонии, но и из других стран. Так, в этом году «Суан пайрем» собрал 29 фольклорных коллективов, соревновавшихся в четырех номинациях. На фестивале-конкурсе побывали и мы. 

По традиции утро начинается с праздничного шествия колонны участников мероприятия, которое поражает своими масштабами. Честно сказать, оказавшись свидетелями этого парада через все село, мы, журналисты, прежде всего удивились разнообразию национальных костюмов марийских диаспор, музыкальных инструментов и песен участников, разносившихся по всей округе. Путь шествовавших лежал к главной сцене праздника на краю поселка, где им предстояло показывать свое мастерство, а компетентному жюри - оценивать. 

Гостям предстоял нелегкий выбор - либо следить за действом на сцене, либо прогуляться по свадебным подворьям, что расположились по обе стороны главной улицы села. У каждого подворья была своя программа с оригинальными песнями, плясками, вкусными блюдами. Мало кому из гостей не захотелось угоститься ароматным квасом, пирогами с разнообразной начинкой, блинами, соленьями или медовухой… 

Так совпало, что накануне в столице республики проходил финал конкурса на звание культурной столицы финно-угорского мира в 2020 году, об итогах которого и было объявлено на главной сцене. На это звание претендовали и селение Виру-Нигула, и остров Кихну в Эстонии, а также башкирское село Мишкино. Радости мишкинцев, победителей конкурса, в тот день не было предела!

Как рассказал министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константин Иванов, сохранению традиций в Шоруньже уделяется большое внимание, а благодаря федеральной поддержке в этом году стали обустраиваться дороги, в планах постройка нового Дома культуры. Изюминками Шоруньжи являются и действующая ветряная мельница, и родник «Янык памаш», обустроенный более 300 лет назад, и священная роща, где проходят ежегодные моления (мари - единственный народ в Европе, сохранивший языческую религию в неизменном виде. - Прим. авт.).

Притягивает туристов существующий вот уже пятый год музейно-этнографический комплекс «Старинная марийская усадьба» - деревянная постройка, характерная для XIX - XX веков. Она представляет собой жилую и хозяйственную части усадьбы зажиточного марийского крестьянина с подлинными рукотворными экспонатами из бытности предков. 

На фестивале можно было полюбоваться на искусство нынешних ремесленников и прикупить что-то для дома и души. Изучая представленную продукцию hand madе, подмечаем: особое значение марийцы уделяют традиционной национальной вышивке.

Так, одна из мастериц, Надежда Майкова из Звенигова, привезла на фестиваль вышитые головные уборы, характерные для марийцев, проживающих в том числе в Пермской и Нижегородской областях, а также вышитые обереги. Надежда преподает в студии традиционной марийской вышивки более 20 лет - обучает старинному ремеслу и детей, и взрослых. «Все дело испортил интернет, - говорит она, когда мы спрашиваем ее об интересе к национальной вышивке у подрастающего поколения.

- Интерес-то есть, но дети сейчас неусидчивые, а тут нужно каждую клеточку считать. Рисунок сначала изображается на бумаге, потом переносится на миллиметровку. Без нанесения рисунка на ткань мы вышиваем с изнаночной стороны по счету нитей, сам рисунок при этом проявляется на лицевой стороне. Надо быть крайне внимательным: если ошибся при счете - придется распустить нить и вышивать заново. Труд кропотливый, каждый головной убор - это минимум три месяца работы…» 

В государстве ромашек

Разнообразие женских головных уборов и национальных костюмов мы наблюдали в другой день и в Музейно-выставочном комплексе им. Александра Конакова, что находится в Сернуре - поселке на границе с Кировской областью.

Примечательно, что до революции здесь размещалась земская школа, в которой учился будущий поэт и переводчик Николай Заболоцкий. На втором этаже музея в том классе, где он учился, поэту посвящена отдельная экспозиция с его личными вещами, книгами, в том числе и печатной машинкой, доставшейся ему от журналиста, прозаика и драматурга Евгения Шварца. Всю жизнь проведя в больших городах, Заболоцкий говорил, что чудесная природа Сернура никогда не умирала в его душе. ИменноСернуру посвятил он такие строки:

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…

В традициях музея - литературные вечера, посвященные творчеству поэта. А особо любопытные школьники могут даже постоять на горохе, чтобы самим почувствовать, как наказывали провинившихся в дореволюционной России.

В советские годы в здании располагалась учительская семинария, а также школа, а в 1985 году был открыт музей. Примечательно, что один из коллекционных залов музея украшают бивни носорогов и мамонтов, обнаруженные в разные годы на территории района: в ледниковый период здесь была тундра. В одном из залов - коллекция фотографий дореволюционного периода с видами старого Сернура и известных людей села, среди которых Герой Советского Союза Андрей Яналов и артист Кирилл Иванов, исполнивший роль Мустафы в фильме «Путевка в жизнь».   

Украшения из монет, старинная утварь, марийские народные музыкальные инструменты, национальные костюмы - все это представлено в этнографическом зале музея. Есть здесь и образцы старинного марийского головного убора замужних женщин - шимакша. Чтобы надеть остроконечный шимакш, нужно собрать волосы в пучок, заколоть и водрузить головной убор на макушку, повязав сверху платок.

Надо сказать, марийские костюмы, традиционно украшенные богатой вышивкой из геометрических фигур, растительного орнамента и животных, в XIX веке пользовались большим спросом у иностранных купцов, которые охотно скупали предметы c марийской вышивкой и вывозили за рубеж. Каждый элемент вышивки имеет определенное значение. В старину по вышитой вещи, как по книге, могли прочитать, о чем мечтает женщина… Считается, что это ремесло подвластно не всем, - для овладения им требуются воображение и математические способности. 

Среди экспонатов музея есть и медицинские инструменты, оказавшиеся здесь тоже не случайно, - это приборы первого лечебного учреждения в Сернуре. А открылось оно благодаря писателю Салтыкову-Щедрину. Он, проезжая мимо Сернура, заметил широкое распространение в округе инфекционных заболеваний, а вот больницы, к сожалению, не обнаружил… При ходатайстве писателя лечебное учреждение все же было открыто.

Давным-давно через Сернур проходил торговый путь из Казани в Вятку - его называли Алатским трактом. Каждую неделю проводились в селе крупные базары, ярмарки с участием местных купцов. Приезжая со всей округи, предприимчивые торговцы увозили здешнее зерно на Нижегородскую ярмарку, а оттуда за рубеж. 

Как и в этнографическом комплексе в Шоруньже, большой интерес у туристов, приезжающих сюда не только со всей России, но и из Финляндии и Эстонии, вызывают предметы быта и старинной утвари с родовыми знаками. Если позволят сотрудники музея, можно и подудеть в трубу, - именно так по окончании весенних полевых работ незамужние девушки давали знать парням из соседних деревень, чтобы те приезжали к ним и выбирали себе невест… 

«Сделано в Марий Эл»

Продукцию под этим брендом уже давно можно увидеть на татарстанских прилавках, равно как и в других регионах. Республика вносит значительный вклад в продовольственную обеспеченность России. Так, по итогам прошлого года Марий Эл заняла первое место в ПФО и пятое место в РФ по индексу производства сельхозпродукции. Начата здесь работа и по восстановлению льнопроизводства. 

На одном из объектов агропромышленного комплекса, а точнее в цехах сыродельного предприятия, ведущего свой отсчет с 1972 года, побывали и мы. Производство множества видов сыров, в том числе из козьего и овечьего молока, постоянное совершенствование технологий и обмен опытом с зарубежными коллегами - отличительная особенность предприятия. Тут даже автоматическая дойка коз на ферме проходит под марийские мелодии. Приятным завершением экскурсии стала дегустация сыров. 

Праздник цветов

Впервые попавший на грандиозный праздник марийской культуры «Пеледыш пайрем» в Йошкар-Оле, символизирующий окончание весенне-полевых работ, пожалуй, будет впечатлен его масштабом и изобилием национальных костюмов.

Еще бы! Шествие делегаций, приехавших из разных уголков России, по центральным улицам города напоминало то, что мы видели накануне в Шоруньже. Только здесь число участников приближалось к тысяче. 

С татарским Сабантуем, тоже проходящим по завершении посадочных работ, праздник цветов сближают народные гулянья, с большим размахом развернувшиеся в этом году в центральном парке культуры и отдыха марийской столицы.

А перед этим - общий сбор делегаций из регионов и Марий Эл, землячеств, торжественные речи первых лиц республики и выступление народных коллективов. Глава республики Марий Эл Александр Евстифеев, поздравляя собравшихся с праздником, подчеркнул: первоначально этот день считался праздником народов мари. А преодолев национальные границы, превратился во всенародное торжество, любимое как сельскими, так и городскими жителями. 

Делегация из Муслюмовского района Татарстана, которую мы заметили во время шествия, была немногочисленна - всего человек 10. Одна из участниц Сирена Насирова впервые приехала на фестиваль из деревни Мари-Буляр, где проживают марийцы.

«У нас 200 дворов, и мы стараемся не забывать нашу культуру и традиции, обряды. Чтим национальные праздники, да и искусство вышивки хотелось бы сохранить. Рада, что попала на такой праздник», - поделилась она впечатлениями. 

Преображения к столетию

По традиции, всех приезжающих из Йошкар-Олы туристов обычно спрашивают, видели ли они знаменитые часы «12 апостолов». Каждая из фигур апостолов имеет размер около полутора метров. Механизм движения скульптурной композиции был разработан сотрудниками Марийского университета. Каждые три часа этот мини-спектакль собирает не один десяток туристов на набережной. Прогуливаясь по территории красно-белого кремля, туристы вообще чувствуют себя словно в Голландии… Настоящим украшением города стало и здание Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева, открывшееся пять лет назад и поражающее не только фасадом, но и интерьерами. 

Сейчас Марий Эл, как и другие республики, активно готовится к празднованию своего столетия в 2020 году. Отреставрированы здание музыкального училища и концертного зала в Йошкар-Оле, завершены реставрационные работы в Национальной библиотеке им. Чавайна, идет капитальный ремонт в Марийском национальном театре драмы им. Шкетана… В планах открытие филармонии и реставрационные работы в замке Шереметева, что в поселке Юрино в 200 км от Йошкар-Олы, поведал журналистам министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Константин Иванов, кстати, в прошлом солист Большого театра. 

Ежегодно на фоне захватывающих дух волжских пейзажей и уникальной архитектуры Шереметевского замка для жителей республики и туристов разворачиваются грандиозные классические театральные постановки. В конце июля в Козьмодемьянске пройдет 25-й, юбилейный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада» с большим костюмированным карнавалом во главе с Остапом Бендером.