Кто-то радуется за современных школьников, называя их цифровыми аборигенами, другие считают, что смартфоны занимают слишком большую и важную часть жизни подрастающего поколения. Все чаще стали звучать предложения о запрете на использование мобильных учениками в стенах российских школ. Подобные запреты существовали около 15 лет назад в некоторых штатах США, недавно к такому решению пришли власти Франции.

Негатив

Так получилось, что автор этого материала также поработал школьным учителем, пусть и не слишком продолжительное время. И да, впечатление от наличия у школьников современных гаджетов осталось в основном негативным. Очевидно, что внимание детей и подростков удержать очень и очень непросто, а смартфоны содержат в себе столько возможностей для развлечения, что соблазн не слушать учителя огромен. И ладно бы сам не слушал, так ведь и других отвлекает.

Неоднозначным моментом можно назвать распространение мобильных камер. Да, они позволяют снимать полезные фото- и видеоматериалы, а в некоторых случаях, когда учителя или ученики ведут себя не слишком-то корректно, помогают получить доказательства подобных фактов. Только вот зачастую дети и подростки намеренно травят товарищей и преподавателей, провоцируют их на неадекватную реакцию - все для того, чтобы заснять это на видео.

Данные опросов позволяют утверждать, что идея о запрете использования смартфонов очень популярна - 67% респондентов высказались за ее введение. Однако еще в 2018 году таковых насчитывалось 73%.

Позитив

Впрочем, нельзя сказать, что гаджеты только вредят учебе. Очевидно, что это удобный и быстрый способ связи между учителями, учениками и их родителями. Современные мультимедиа зачастую могут быть полезным подспорьем в учебном процессе. Быстрый поиск справочной информации, доступные видео, разнообразные приложения, электронные учебные пособия, интерактивные задачники, дополненная реальность - еще 10 - 15 лет назад учителя могли об этом только мечтать.

Однако, справедливости ради, из собственного опыта могу заметить, что разрешение пользоваться смартфонами и планшетами приводит скорее к беспорядкам на уроке. Да, дисциплинированные ученики станут выполнять указания учителя, но многие предпочтут запустить на смартфоне любимую игру, считая, что это останется незамеченным.

Что делать?

Собственный опыт, подтвержденный мнениями некоторых коллег, наводит на мысль, что единственным способом отвлечь школьника от смартфона остается изоляция их друг от друга. Проще говоря, учителям приходится забирать гаджет до конца урока, к недовольству учеников. Иногда оно аргументировалось тем, что телефон - средство связи родителей и детей. Лично я считаю, что проблема решается, если в школах разрешить пользоваться только простыми мобильными без мультимедиа и интернета.

Общественное мнение

Недавно, 15 июля, Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса среди россиян на озвученную тему. Аналогичный опрос был проведен и годом ранее - в 2018-м. Полученные данные позволяют утверждать, что идея о запрете использования смартфонов очень популярна - 67% респондентов высказались за ее введение. Однако еще в 2018 году таковых насчитывалось 73%.

Стоит заметить, что не все участники опроса высказались за полный запрет использования гаджетов - 55% опрошенных против таких мер, но оговорили необходимость запрета только на уроках.

В то же время наблюдается снижение количества респондентов, отмечающих пользу гаджетов для учебного процесса: 62% по результатам опроса текущего года против 69% прошлогоднего.