Правило 5. Речь не должна быть монотонной, а также чересчур медленной или быстрой.

Любой текст требует ораторской разработки, то есть композиционного продумывания, расстановки средств воздействия на данную аудиторию. Так, кое-какие места в выступлении следует заострить, подать полемически, чтобы они прозвучали как диалог, а не монолог. Это возбудит интерес публики.

Используйте минимум цифр - на слух в большом количестве они не воспринимаются. С другой стороны, совсем без фактических данных доклад будет выглядеть легковесным, а небольшой объем «математики» усилит внимание аудитории.

Избегайте как театральности и вычурности, так и сухости и деревянности речи - вас просто не дослушают до конца. Стремитесь к естественной эмоциональности.

Вульгаризмы и жаргонизмы под запретом. Слова-паразиты «типа», «так», «ну», «вот», «так сказать», «как бы», «чисто конкретно», а также мычание при подборе нужного слова тоже не украсят ваш доклад. Не злоупотребляйте иностранной лексикой и спецтерминами, а если без них не обойтись, уточните заранее их значение, правильное произношение и ударение.

Хороший оратор, как и великий артист, должен уметь держать паузу, давая себе и другим время осмыслить сказанное, чтобы легче воспринимать дальнейшее.

Чтобы преодолеть кризисы внимания на 15 - 20-й, 30 - 35-й минутах выступления, можно вставить уместные шутки, остроты, цитаты.

Правило 6. Строго соблюдайте регламент.

Какой бы интересной ни считали вы тему своего выступления, будьте самокритичны и всегда помните комичный образ докладчика, собиравшегося «коротенько, минут на сорок» рассказать публике о жизни на Марсе и «пяти звездочках». Старайтесь закончить свою речь даже раньше намеченного.

Правило 7. В финале всегда благодарите аудиторию за внимание.

Если лекции недостает логического завершения - концовки, подытожьте все сказанное и поблагодарите слушателей. Таким образом вы дадите ясно понять, что сюрприз в виде скучного продолжения публику не ожидает.

Однако все эти правила не спасут вас от неудачи, если вы будете применять их без учета специфики собрания, уровня знаний, возраста аудитории.