Знаете ли вы, что матушка основателя Петербурга Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина была из рода крымского татарина Нарышки, выехавшего в Москву в 1463 году и принявшего в том же году крещение. Поэтому в жилах императора Петра Великого тоже текла татарская кровь. И не случайно молодой царь решил, что татар надо привлекать на строительство нового города как можно активнее, поскольку был уверен - они будут верой-правдой служить новому Отечеству. Согласно указу Петра I из каждых 10 казанских дворов для строительства Санкт-Петербурга забирали по одному молодому татарину. Они участвовали в возведении земляной крепости, в расширении и углублении Кронверкского пролива.

Именно татары в 1710 году доставили в Санкт-Петербург знаменитую православную святыню - чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Эта икона считалась покровительницей русского воинства со времен ополчения Минина и Пожарского (1612 г.). Через много лет был возведен Казанский собор (в 1801 - 1811 гг.).

Конечно, на строительство города ехали не купцы, богачи и дворяне, а беднота, которая в поисках лучшей жизни легко могла тронуться с места. Многие из них обжились в столице, тем более это было не только разрешено, но и предложено. Татары концентрированно обосновались в строящейся столице. Напротив Кронверка поставили свои юрты, и это урочище вместе с Большой и Малой Никольской улицами было названо Татарской улицей.

Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. В этих частях были также мусульмане - представители других национальностей.

При Петре I началось и татарское книгопечатание. Направляясь в поход на Персию, Петр обратился ко всем тюркским народам России с манифестом, изданным на татарском языке.

В 1905 году в Санкт-Петербурге вышла в свет первая в Центральной России татарская газета «Нур-Свет». Ее издателем и редактором стал Атаулла Баязитов - видный общественный и религиозный деятель, преподаватель тюркских языков, переводчик. После смерти Баязитова его сын Мухаммед Сафа продолжил дело отца. Газета выходила только до 1914 года, так как Сафа Баязитов был направлен в Уфу на пост муфтия и председателя Духовного управления России. Но скоро грянула Октябрьская революция. Все имущество Баязитовых было конфисковано, а сам Баязитов арестован и погиб в 1936 году. В год 300-летия Санкт-Петербурга на доме №45 по Большому проспекту Петроградской стороны, где находилась типография Ильяса Бораганского и начала печататься газета Баязитова «Нур-Свет», была установлена мемориальная доска. Газета возродилась 19 февраля 1990 года.

В дни празднования 300-летия города на Неве в торжественной обстановке состоялось открытие соборной кафедральной мечети Санкт-Петербурга, которая более двух десятилетий стояла в лесах. А в маленьком скверике в память открытия мечети после реставрации посажены деревья мэром Казани Камилем Исхаковым, Владимиром Яковлевым, который тогда занимал должность губернатора Санкт-Петербурга, и муфтием мечети.

Справка «КВ»

Если в 1869 году в Санкт-Петербурге проживало до 2 тысяч татар, то к 1890 году - 3,5 тысячи, а уже к 1910-му - 7,5 тысячи. В это число не входили татары - офицеры и матросы императорского флота и Балтийского гарнизона. К концу прошлого века в Ленинграде проживало 45,2 тысячи татар, а всего в Ленинградской области татар 53,4 тысячи человек.