Ранее, на этапе разработки проекта генплана, проходили его обсуждения с жителями Казани, в общей сложности в них приняла участие 1469 человек. С 29 июля по 1 августа в адрес разработчика проекта генплана - Института Генплана г. Москвы - пришло 405 вопросов и 2052 замечания. 

Так, совместными усилиями, можно будет выработать решения, которые сведут к минимуму число недовольных предстоящими преобразованиями. Ведь в таких масштабных вопросах сложно найти вариант, который удовлетворит абсолютно всех.

Дорожная инфраструктура

Одной из наиболее дискуссионных тем обсуждений будущего генплана стало строительство и расширение ряда городских дорог. Так, жителей поселка Дербышки обеспокоило возможное расширение улицы Мира, которое неизбежно повлекло бы за собой многочисленные сносы зданий на этой улице. По итогам публичных обсуждений был выбран альтернативный сценарий. Вместо расширения улицы Мира решено построить дорогу-дублер. Жителям было предложено три варианта ее маршрута. Как отметил в ходе недавней пресс-конференции, посвященной генплану, заместитель главного архитектора города Тимур Кадыров, большинство жителей Дербышек высказались за вариант, согласно которому новая дорога пройдет вдоль жилого массива Нагорный.

Еще одна дорога будет построена в поселке Вознесение от улицы Центральной до Большой поселка Вишневка. Этот факт также вызвал недовольство местных жителей ввиду необходимости сноса ряда домов. И в этом случае мнение жителей поселка было учтено. В результате обсуждений принято решение сменить класс будущей дороги с общегородской до районной, а также снизить количество полос с четырех до двух.

В общей сложности по проекту нового генплана предполагается в течение 20 лет построить 356 км магистральных дорог, 57 развязок и 73 моста. Общая протяженность городской дорожной сети Казани вырастет на 20%, составив 2203 км. Актуальность такого решения сложно переоценить. Действующий Генплан Казани предполагал автомобилизацию населения в размере 250 единиц на 1000 жителей. Однако уже на сегодняшний день этот показатель составляет 340 машин на 1000 казанцев.

Проект Большого Казанского кольца получит дальнейшее развитие. Планируется строительство дороги вдоль железнодорожных путей через станцию Вахитово с проходом вдоль пляжа «Локомотив» к улице Несмелова по новому отдельному мосту вдоль Кировской дамбы.

Разгрузить Горьковское шоссе обещает проектирующийся проезд №21 длиной 14 км, который свяжет трассу М-7 в районе Займища с Большим Казанским кольцом в районе улицы Несмелова.

Общественный транспорт

Планируется значительное расширение сети метрополитена в Казани. В соответствии с генпланом на территории Казани зарезервированы коридоры для строительства 26 новых станций метро. Однако следует понимать, что их строительство - весьма долгосрочная перспектива. В данный момент институт «Татдорпроект» разрабатывает проект первого участка второй линии метро, который будет состоять из четырех станций: «Фучика», «100-летия ТАССР», «10-й микрорайон» и «Сахарова». В целом предполагаемая протяженность линии составит 20 км, там расположатся 12 станций.

С завершением строительства Большого Казанского кольца планируется закольцевать популярный у казанцев маршрут трамвая №5. Также в городе планируется создать кольцевую пассажирскую железную дорогу.

Кроме того, в Казани может появиться новый вид общественного транспорта - метробус. По задумке разработчиков эти скоростные автобусы вместимостью около 300 пассажиров будут передвигаться по специальным выделенным или изолированным полосам движения без разрывов. При этом посадка на метробусы будет осуществляться не с автобусных остановок, а через специальные терминалы с турникетами.

Парки, скверы, набережные

Новый Генплан Казани предполагает значительное увеличение озелененных территорий города - на 3483,5 га, то есть на 40%, по сравнению с сегодняшней площадью. В общей сложности в городе планируется создать 11 новых набережных и 600 скверов шаговой доступности. В ходе пресс-конференции заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова отметила, что проект генплана направлен на то, чтобы связать значительную часть зеленых зон города в единое пешеходное пространство, для чего планируется создать около сотни бульваров.

Однако наиболее масштабным экопроектом Казани в будущие годы можно смело назвать реконструкцию береговой линии Казанки. Стратегия ее развития, разрабатываемая российско-французским архитектурным бюро Orchestra, была представлена в ходе всемирного паркового конгресса World Urban Parks. В общей сложности на территории площадью свыше 3 тыс. га планируется создать 12 уникальных парковых пространств. Архитекторы ожидают обратной связи от казанцев. Решено запустить масштабный проект, который позволит каждому горожанину быть вовлеченным в создание общественных пространств, высказать свои пожелания и идеи. Сделать это можно на сайте kazanka.tatar. Кроме того, с 8 ноября в центре современной культуры

«Смена» начнутся публичные обсуждения стратегии развития реки в рамках просветительской акции «Диалоги о реке». 
Полицентричность и социальная инфраструктура

Одной из ключевых особенностей нового генплана стало стремление градостроителей к полицентричности, что предполагает комплексное развитие самодостаточных районов не только в центре, но и на периферийных территориях. В свою очередь это подразумевает появление на осваиваемых площадях не только жилья, но и рабочих мест, включая производство и деловые центры, а также социальных объектов и зеленых зон, дорожной инфраструктуры.

По проекту нового генплана в общей сложности приоритетными точками роста станут 13 различных территорий.

В соответствии с прогнозом, выведенным с учетом анализа текущей городской ситуации, в ближайшие годы в Казани ожидается рост населения. По задумке архитекторов жилые кварталы появятся на месте бывших индустриальных зон и депрессивных территорий. В ходе одной из пресс-конференций, посвященных будущему генплану, бывший главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева отметила, что значительная часть промышленных площадок, находящихся в Казани, была возведена в соответствии с генпланом города 1969 года. В то время промзоны находились на окраинах, тогда как в наши дни они располагаются в непосредственной близости от центра города, при этом большое количество площадок на сегодня уже не функционирует как полноценное производство. Впрочем, это не означает полного уничтожения промзон, существующих в так называемом срединном поясе Казани, - актуальные работающие предприятия останутся на прежних местах.

Новый генплан предполагает значительное развитие социальной инфраструктуры города. Так, в ближайшие десятилетия ожидается строительство 43 объектов здравоохранения: 6 круглосуточных стационаров, 10 поликлиник и 27 помещений, предложенных застройщиками новых жилых комплексов для врачей первичной сети. В то же время планируется увеличить количество мест в детских садах и школах втрое.