Слово его участнику - главному редактору «Подольского альманаха» и журнала «Деловой Подольск», члену Союза писателей России Сергею Грачеву:

- Хочу выразить благодарность организаторам «Осенин» и восхищение вашей республикой, до этого мне у вас бывать не приходилось. Казань поразила сразу, прежде всего своими пространствами. Наверное, потому что тут так много воды - и Волга, и Казанка, и Кабан, и Булак. С кремлевского холма открываются живописные дали. Мы приехали воскресным утром, на улицах было мало людей и машин - после московского столпотворения необычно тихо и умиротворенно. Первое знакомство получилось радостным и запоминающимся. Мы зашли позавтракать в ресторан Giuseppe и уже допивали кофе, когда в зал вошел хозяин отеля. Я немного знаю итальянский, кроме дежурных buongiorno, grazie («здравствуйте», «спасибо») рискнул сказать несколько слов... Вы бы видели, как расцвел старый Джузеппе! Никак не ожидал, что знание языка Петрарки и Челентано пригодится мне на волжских берегах. Вот такая встреча в Казани.

В Культурном центре имени А.С.Пушкина я познакомился с казанскими поэтами - Филипп Пираев, Галина Булатова, Эдуард Учаров прочли всего по паре стихотворений, но и по одной-двум строчкам можно судить, каков уровень! Впечатлил поэтический театр «Диалог», его художественный руководитель Ольга Левадная, читая свои стихи (из спектакля «Салют, Эдит!»), вдруг меня заставила себе подыграть, экспромт неожиданный и приятный. Одним словом, казанское предисловие к елабужским

«Осенинам» произвело впечатление. Выступление заместителя председателя Ассамблеи народов Татарстана, председателя Казанского русского национально-культурного объединения, члена Общественной палаты РТ Ирины Александровской никак не походило на дежурные приветствия VIP-персон в адрес культурного мероприятия, лестно было слышать из уст общественного деятеля правильную русскую речь, глубокие суждения о роли литературы, значении культуры в современном социуме. С директором Пушкинского центра Натальей Комар удалось поговорить совсем недолго, а жаль, как после я узнал, она доктор филологических наук, большой знаток творчества Пушкина. Думаю, ей интересно было бы узнать, что в нашем Подольском округе есть памятные места великого русского поэта.

Что ждут писатели от литературных фестивалей? Прежде всего это выступление перед незнакомой аудиторией, участие в деловой дискуссии, ну и конечно неформальное общение с коллегами. Мне в этом смысле повезло - дали возможность выступить сразу в трех городах! Несмотря на то что в «Осенинах» участвовали представители разных писательских союзов, доброжелательная обстановка позволила нам даже помечтать о возможном объединении в творческий союз. По большому счету, неважно, в каком СП ты состоишь, и журнал «Аргамак» выступает такой объединяющей площадкой - и это очень ценно!

Лауреаты Цветаевской премии поэты Диана Кан из Оренбурга и Евгений Эрастов (Нижний Новгород), как и я, состоят в СП России и тоже ведут молодежные литературные объединения в своих городах, так что нам было о чем поговорить в кулуарах.

На круглом столе в Библиотеке Серебряного века «Роль региональных журналов в современном литературном процессе» я рассказывал о литературных альманахах Подмосковья, в издании которых принимал участие в 90-х, будучи главным редактором издательства Московской государственной академии печати «Мир книги». Среди современных литературных журналов ваш «Аргамак» уверенно занимает одно из ведущих мест, недаром отзывы о нем приходят из самых разных стран - Италии, Германии, США... «Аргамак» издается в отличном полиграфическом исполнении, с цветными вклейками, тот же «Новый мир» или «Наш современник» выглядят бледнее. Московские толстые журналы, к сожалению, слишком погрязли в междоусобицах, обособились в своих групповых пристрастиях, утратили живую связь с землей, с глубинкой. В этом смысле ваш журнал сегодня несет важную функцию по объединению писателей из разных регионов, разных творческих союзов на основе единственно верного критерия - качества текста. В »Аргамаке» печатаются многие известные писатели из других городов России - и прозаик Владимир Крупин, с которым мне довелось встречаться, и литературовед Павел Басинский (лауреат Государственной премии РФ по литературе 2019 года), с которым мы учились на одном курсе в Литинституте, и поэт Константин Скворцов, с которым познакомились на «Осенинах».

В «Аргамаке» публиковалась впервые моя повесть «Племянник» (№2 за 2011-й, в этом году она вышла в книге «Тропой зеленой ящерицы»). Для вашего журнала я брал интервью у Героя России генерал-лейтенанта авиации Николая Федоровича Гаврилова, тогда начальника Управления авиации Федеральной службы безопасности РФ, беседовал с ректором Литературного института имени А.М.Горького Борисом Николаевичем Тарасовым и главным редактором издательства «Вече» Сергеем

Николаевичем Дмитриевым. Это были интереснейшие встречи! Надеюсь, такая работа в «Аргамаке» продолжится, приятно быть «московским собкором» в таком солидном журнале.

На круглом столе прозвучала мысль, которую я всегда поддерживал и отстаивал, как и другие участники, а именно - роль литературных журналов состоит в поддержании профессионального уровня отечественной словесности. Ведь книгу стихов сегодня может издать любой дилетант, были бы деньги или спонсоры, такого поэта в свои ряды (опять же за деньги) примут десятки самопровозглашенных писательских союзов! Еще больше от графоманов стонет русская проза, тысячи пользователей в сети сочиняют продолжения культовых романов, переписывая классику на новый лад, пренебрегая умением слова употреблять в точном контексте, а знаки препинания ставить в нужном месте. Даже выдумали точный термин - «сетература». Понятно, литература там отдыхает.

Главный редактор «Аргамака» Николай Алешков - известный в России поэт, профессиональный редактор. Художественный уровень журнала очень высок, слабых текстов не встретишь. Я слежу за вашим журналом практически с первых номеров, с удовольствием подержал в руках и юбилейный, 30-й по счету, номер. Обидно, что в последнее время журнал выходит только два раза в год, хотелось бы, чтобы татарстанское руководство в лице «Татмедиа» (учредителя журнала), понимая значение этого издания для формирования нужного имиджа республики в культурном пространстве страны, все же нашло возможность вернуться к ежеквартальному выпуску «Аргамака». Напротив меня на круглом столе сидел представитель Администрации Президента Татарстана, мне показалось, он поддерживает такую идею, во всяком случае, сложилось впечатление, что в руководстве республики осознают роль и место «Аргамака» в литературном процессе России.

В Набережных Челнах запомнилась широкая гладь реки Камы, могучая плотина ГЭС, по которой мы ехали, свежий по-осеннему пронизывающий ветер. Мы посетили историко-краеведческий музей, выставку к 50-летию КАМАЗа, посидели в салоне беспилотного автомобиля. В школе №41 выступали перед старшеклассниками и студентами гуманитарного колледжа. Архитектура детского сада №111 «Батыр», рассчитанного на 500 воспитанников, показалась мне внешне скромнее, чем, например, МДОУ в новых микрорайонах городского округа Подольск, но было чему удивиться внутри: и большому бассейну, и креативно оборудованной комнате релаксации, где плачущий ребенок быстро успокоится, переключив внимание на плетение косичек из разноцветных световодов. И столько мест для развивающих игр, интерактивных занятий, классов для обучения татарскому и русскому языкам. В Подольске я часто выступаю в детсадах, построенных Минобороны РФ, но такого оснащения не встречал.

Для участников фестиваля в Елабуге организовали великолепные экскурсии. Не ожидал в маленьком уездном городе увидеть столько достопримечательностей. Поистине город великих имен! Здесь родился исследователь Арктики Николай Пинегин, участник полярной экспедиции под руководством Георгия Седова (неожиданное совпадение: Пинегин - фамилия главного героя моей новой повести, вошедшей в недавно изданную книгу, тоже путешественника). Достаточно посетить музей художника Шишкина, увидеть его самую первую юношескую картину и полюбоваться с террасы его дома видом на Каму, как начинаешь ощущать трепет необъятного времени в одной точке страны. Подумать только! На елабужской земле бывали Александр Радищев, Михаил Салтыков-Щедрин, Владимир Короленко, Алексей Толстой, Михаил Лозинский, Борис Пастернак... Уникальное место - Елабужское городище с сохранившейся башней XII века, крутой косогор, откуда мы любовались необъятной панорамой Камы и дальними контурами старой Елабуги, - думаю, запомнится на всю жизнь.

Я уже не говорю о Марине Ивановне Цветаевой, которая провела здесь последние дни и обрела вечное упокоение. Как в Елабуге относятся к наследию великого русского поэта - это отдельная тема. Поэтому скромно умолкаю и возвращаюсь к началу: спасибо за приглашение на отличный фестиваль, надеюсь, он будет не последним. Такого уровня литературных форумов у нас в Подмосковье не припомню.