Стоит ли заставлять детей учиться музыке? И как узнать, растет ли у вас маленький гений

У современных детей великое множество вариантов для развития. «КВ» побеседовали с деканом кафедры народных инструментов Казанской консерватории профессором Людмилой Потаповой, преподавательский стаж которой более 30 лет, о том, что дают ребенку занятия музыкой и стоит ли родителям заставлять его учиться.
- Людмила Николаевна, почему народные инструменты не так популярны, как пианино или скрипка?
- К сожалению, у народных инструментов остается одна большая проблема: о них мало знают. Несмотря на то что обучение на народных струнных щипковых инструментах ведется уже не одно десятилетие, до сих пор многие относятся к ним предвзято. Думают, что пианино, академический инструмент - это дело, а балалайка - что с нее взять? На самом деле большинство просто не знает о возможностях наших инструментов. Сейчас мы играем самый разнообразный репертуар, который включает в себя не только сочинения, основанные на народной музыке, но и произведения эпохи барокко, классики, романтики, основанные на музыке композиторов XX - XXI века, в том числе непосредственно написанные для домры или балалайки. Многие, впервые услышав профессиональное исполнение на домре, были изумлены певучестью тона и виртуозностью, которые оказались возможными на этом простом, казалось бы, инструменте.- Что же дает ребенку музыка вообще и народные инструменты в частности?
- Во-первых, если есть возможность чему-то ребенка научить, упускать ее нельзя. Может быть, у вас растет маленький гений, музыка - его судьба, а вы и не узнаете. А если он не выберет профессиональный путь музыканта, то вы не услышите от уже повзрослевшего ребенка упрек в том, что не дали ему возможности учиться музыке и понимать ее. Тем более сейчас образование в музыкальных школах бесплатное.Во-вторых, занятия в музыкальной школе учат не только музыке. Они воспитывают трудолюбие, усидчивость, учат концентрации внимания и выдержке, что способствует развитию характера и воли. В процессе постижения и слушания музыки развивается творческое и пространственное мышление, способность анализировать и понимать не только популярную, но и более сложную по своей организации классическую музыку, получать от этого эстетическое наслаждение. Музыка способствует лучшему освоению языков, развитию эмоциональности и чувств. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев, координации движений, умению одновременно выполнять несколько задач. Конечно, плохая координация может быть препятствием для выбора профессионального пути музыканта, но то, что для ребенка музыкальные занятия принесут значительную пользу, неоспоримо. У многих начинают развиваться творческие способности, не связанные непосредственно с музыкой. Теперь о положительных моментах обучения игре на народных инструментах. Одно из преимуществ - это социализация, развитие коммуникативных качеств детей. Не каждому дано быть солистом в силу разных причин - от индивидуальных способностей до свойств характера. Обучение позволяет не только индивидуально общаться с преподавателем, но и широко участвовать в коллективных формах исполнения музыки, таких как оркестр или ансамбль. Это то, что не могут позволить себе дети, обучающиеся, скажем, в классе фортепиано. Коллектив - это школа общения, взаимопонимания, поиск компромиссов, это возможность почувствовать себя артистом, регулярно выходя на сцену. Кстати, многие дети не покидают музыкальную школу из-за потери возможности играть и выступать в коллективе. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент по привлечению родителей к игре в оркестре народных инструментов вместе со своими детьми. Моменты, когда дети почувствовали себя учителями своих родителей, а те, наоборот, учениками, позволили и тем, и другим лучше понимать друг друга. Впоследствии такой совместный коллектив выступил на отчетном концерте школы и имел немалый успех и отклик в душах других родителей! Совместное дело - важная эмоциональная составляющая для взаимопонимания ребенка и семьи.Наконец, народники часто бывают мультиинструменталистами. При обучении игре на домре уроки фортепиано предполагаются в любом случае. Кроме того, после обучения на одном струнном щипковом инструменте дети, как правило, легко осваивают другие инструменты, например, столь популярную ныне гитару. Или осваивают ударные инструменты и занимаются композицией.- Многие родители заставляют детей учиться музыке. Правильно ли это?
- Аристократы всех времен учили своих детей музыке. Думаю, надо не заставлять, а убеждать учиться. В жизни часто приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Сначала неохотно, но потом, когда начинает получаться, приходит аппетит, а вместе с ним - интерес и гордость за то, что преодолел себя. Заставлять ребенка - это неправильно, надо суметь найти подход и общий язык. Для кого-то мотивом будет тот факт, что большинство известных людей занимались музыкой и до сих пор она является для них хобби. Для другого мотивом явится широта вариантов при выборе будущей профессии или сама профессия музыканта. Для третьего станет ободряющим стимулом сам факт того, что он один в классе занимается игрой на каком-либо инструменте и благодаря его выступлению класс выбился в лидеры школьного конкурса. Все очень индивидуально.- Многие ли ваши ученики остаются в профессиональной музыке?
- Дело не только в количестве. Важно, чтобы те, кто остался, понимали, что они хотят заниматься именно музыкой. Если я вижу, что человек не только хочет, но и может, у него есть внутренняя потребность, тогда из него получится музыкант. Каждый для чего-то в этой жизни создан, важно найти свое, чтобы домой идти с радостью, а на работу - как на праздник. - Иногда родители не хотят, чтобы ребенок был музыкантом, считая, что нет карьерных перспектив. Какие же есть возможности у тех, кто посвятил себя музыке?
- Отвечу вопросом на вопрос: назовите мне профессии или специальности, где сразу много платят, где большие перспективы. И все ли представители этих профессий смогли хорошо продвинуться, как мечталось? Я не знаю ни одного человека своей специальности, который хотел бы найти работу и не смог. Профессия музыканта творческая. Если ты талантливый, коммуникабельный, инициативный, если любишь свое дело, то всегда найдется место для приложения своих сил.

КВ
Лента новостей