С чем приходят к школьному психологу?

Как он может помочь семье и действительно ли у школьников серьезные проблемы? Об этом «КВ» беседуют со школьным психологом одной из казанских гимназий Екатериной Аксеновой.
- Екатерина Сергеевна, с какими проблемами чаще всего к вам обращаются?

- В основном это непонимание в семье между детьми и взрослыми. Например, классный руководитель или родитель приходит к нам и рассказывает о том, что ребенок к нему не прислушивается и не хочет учиться. Как правило, корень этой проблемы в семье. Именно там формируются внутренние человеческие нормы и желания. Во-вторых, к психологу обращаются в случае конфликта между школьниками. Может прийти и сам ребенок. Но чаще всего он попросит сделать это классного руководителя или родителей.  

- У детей и подростков действительно глобальные проблемы?
- Смотря что считать глобальным. У нынешних детей самая большая проблема - неумение строить взаимоотношения. Им проще общаться с помощью телефона и отправить сообщение, чем контактировать с собеседником лично. Подростку комфортно со своим гаджетом, но как только в его личном пространстве появляется какой-то человек, это становится для него проблемой. - Как же в этом случае может помочь психолог?- Главное - ребенок сам должен этого захотеть, осознать и что-то изменить в своем поведении. Если же подросток считает, что он идеальный, у него все хорошо и он ничего делать не будет, то помочь не получится. - В школе тоже работают с помощью психологических тестов? - Психологическое состояние ребенка становится ясно по рисункам, которые мы порой анализируем с ним по два часа. Именно по ним выявляем уровень самооценки, тревожности и агрессивности. А с помощью дополнительных тестов понимаем, в чем причина проблемы.- Многие родители жалуются, что ребенок не хочет учиться. Как им помочь?- Никто не сможет ребенка принудить - можно только убедить. Причем есть такие дети, которые хотят, чтобы их постоянно убеждали и обратили на них внимание. Как только мы убедим ребенка, он сразу начинает учиться. Есть дети, которые не хотят учиться по другим причинам. Например, из-за того, что, по мнению ребенка, мама больше любит младшую сестренку. Или потому, что у соседа по парте есть крутой велосипед, а у него нет. Вот ребенок и не считает нужным напрягаться. Мол, зачем, если велосипеда нет. Когда находим причину нежелания учиться, объясняем родителям, что нужно сделать и как решить проблему. Суть помощи психолога - не сделать так, чтобы ребенок сразу захотел учиться. Нужно понять, почему он не хочет. Когда причина ясна, остается только решить проблему.- Какова ваша оценка современного поколения?- Замечательное поколение! Раньше в школу приходили дети, которые не умели ни читать, ни писать. Всему этому их учили в школе. Теперь первоклассники все умеют. Соответственно, уровень интенсивности приобретения навыков у них гораздо выше, как и уровень развития.

- А чем занимается психолог в свободное от детских проблем время?
- Свободного времени у нас, трех школьных психологов, нет. Во-первых, занимаемся внешкольной плановой диагностикой. А еще анализируем шестилеток, детей из подготовительных групп. Каждый час школьного психолога расписан на консультации с учениками и их родителями. Еще одно направление - коррекция. Когда у кого-то из учеников выявляются явные проблемы или нарушения, занимаемся с ним психологической коррекцией.

КВ
Лента новостей