Рустем Галич: Из Нью-Йорка до Казани ближе, чем из Москвы

Вчера мир отметил 200-летие со дня рождения великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Он родился 3 (15) октября 1814 года в Москве, в доме напротив Красных ворот. Сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М.Лермонтова.
Представляем гостяРустем Галич (настоящая фамилия - Енгалычев) родился и вырос в Казани. Окончил школу Малого театра - высшее театральное училище им. Щепкина - по специальности «Актер художественного слова», где учился у корифеев жанра - Владимира Митрохина и Аркадия Смирнова. С 2000 года живет в Нью-Йорке, где основал «Театр поэзии и музыки Рустема Галича». В репертуаре театра несколько музыкально-поэтических программ, основанных на произведениях великих российских поэтов и писателей.5 лет назад задумал мировое турне, приуроченное к юбилею Михаила Лермонтова. Состоялось уже больше 30 спектаклей в Америке, России, Европе. Далее - гастроли в Австралии. Планирует представить «Демона» и в странах Азии.Накануне юбилея казанец из Нью-Йорка Рустем Галич побывал в гостях у редакции «КВ». На минувшей неделе актер, режиссер, продюсер представил в своем родном городе музыкально-театральный проект «...И рай открылся для любви» по поэме Михаила Лермонтова «Демон». Спектакль посвящен 200-летнему юбилею Лермонтова.

Сцена измены не прощает
- Вы долгое время работали в Москве на радио и телевидении. Почему решили вспомнить свое актерское образование и вернулись на сцену?- Изначально я актер, но после театрального училища работал в «Останкино» режиссером радио. Потом сам стал вести передачи, был продюсером, занимался рекламой. Нам в театральном училище говорили, что сцена - коварная дама. Если ты ей изменяешь, она тебе этого не прощает. Мы думали, что это просто красивая метафора. Но я убедился в правоте этих слов. У меня был период, когда два года не выступал, а потом на сцену выходить было очень сложно: ты боишься зрителя, голос тебя не слушается. На мое счастье, как раз в это время случился дефолт. Все рвали на себе волосы, потому что потеряли деньги, и не знали, что делать дальше. А я благодарил бога, что он избавил меня от мук выбора и дал мне возможность заниматься любимым делом - творчеством. Создал в Москве «Литературное кабаре». Но у тех, кто хотел слушать стихи, денег не было, а тем, у кого деньги были, стихи не нужны. Я хотел сохранить себя как чтеца, поэтому решил попробовать поработать в Америке. В Нью-Йорк за русским языком- Неожиданное решение - улететь в Нью-Йорк, чтобы сохранить язык и традицию русских чтецов... - В Нью-Йорке живет примерно миллион русскоязычных людей. Это на самом деле огромная аудитория, которая соскучилась по живому русскому слову. У меня там практически не было никаких зацепок. Я поехал просто осмотреться. 9 августа, в свой день рождения, пришел на русскоязычное радио и сказал: «Хочу у вас работать!» «Садись к микрофону, посмотрим, что умеешь». Я провел поэтическую викторину: читал стихи, спрашивал, кто автор, кому посвящено произведение... Эфир просто взорвался от звонков слушателей. Звонили не только из Нью-Йорка, но и из Калифорнии, других городов США. Когда вышел из студии, редактор сказал: «Работай!» - Многие, попав в чужую страну, годами работают уборщиками, моют посуду в кафе, развозят пиццу, а перед вами все двери открывались удивительно легко. В чем секрет? Не бойтесь менять жизнь!- Не страшно было так резко менять жизнь и ехать в неизвестность?- У меня было интуитивное ощущение, что поступаю верно. Правда, думал, что еду ненадолго, но ситуация сложилась так, что надо было легализовать свой статус в США. Поэтому 9 лет не мог выехать из Америки, пока не решил все формальности с гражданством. Кстати, сейчас приезжаю в Казань чаще, чем во времена, когда работал в Москве. Из Москвы удавалось вырваться в лучшем случае раз в год, а из Америки прилетаю к маме и сестре четыре раза в год.Не надо бояться менять жизнь! Каждый из нас имеет определенную программу. Я абсолютно в этом убежден. Если человек занимается своим делом и получает от этого удовольствие, для него открываются все двери. Даже неудачи - это ступеньки на пути к успеху. - Правда, что американцы по своему менталитету похожи на россиян?- Сначала действительно было ощущение, что американцы очень похожи на нас. Потом понимаешь, что они совсем другие. Всего один эпизод. В России мы договорились со знакомой, что в назначенный день позвоню ей. Позвонил и оставил информацию на автоответчике, как это принято в Америке. Через три дня она звонит: «Ну и где твоя хваленая американская обязательность - обещал позвонить и не позвонил!» Я сказал, что оставил информацию на автоответчике. И вдруг слышу удивленное: «У меня есть автоответчик?» Позже мне популярно объяснили: «Ты с ума сошел - оставлять информацию на ответчике! Это же неуважение к человеку! Это значит, что ты не хочешь общаться с ним напрямую!» А я думал, что так экономлю время свое и чужое. Казалось бы, мелочь, но она очень показательная. В биографии Лермонтова - судьба России- Рустем, откуда у вас такая любовь к Лермонтову?- У меня с Лермонтовым есть какие-то мистические совпадения... В Риге судьба свела меня с астрологом. Она по дате моего рождения все точно рассказала про меня, и я попросил ее составить гороскоп Лермонтова. Астролог сказала, что у нас с ним абсолютно одинаковая матрица. Однажды мне попался сборник лермонтовских редакций «Демона». Он сделал восемь версий этой поэмы. Обнаружилась очень интересная вещь - сначала Тамара была белокурой монашкой. Демон соблазняет девушку и уносит ее душу в ад. В более поздних редакциях появляется Грузия, и Тамара - не монахиня, а грузинская княжна. И там побеждает не Демон, а Ангел, который уносит душу Тамары в рай. Мне захотелось поменять название спектакля на другое, которое более точно отражает идею Лермонтова. К тому же программу под названием «Демон» не так просто было прокатывать. Набожные люди идти на нее опасались. Я разговаривал на эту тему с митрополитом зарубежной православной церкви владыкой Илларионом. Он сказал: «Да, народ у нас такой - сути не понимает, а названием смущается...» Так появилось новое название «...И рай открылся для любви». Это строка из поэмы. И вдруг что-то поменялось, как будто открылась зеленая улица... В каком бы городе не выступал, всюду находятся артисты, спонсоры, сценические площадки, зрители... Этому удивляются даже организаторы гастролей. Кто-то наверху явно нам помогает. Подозреваю, что это Михаил Юрьевич Лермонтов. Если верить, что души поэтов не умирают, то он нас поддерживает и направляет. - Почему юбилей Лермонтова отмечается не так масштабно, как недавний юбилей Пушкина?- Однажды мне посчастливилось общаться с Павлом Глобой. Он сказал, что в лермонтовской биографии закодирована судьба России. Ключевые моменты биографии Лермонтова удивительным образом совпадают с болевыми точками истории России. Вот только самые явные совпадения: Лермонтов родился в 1814 году, погиб в 1841-м. 1914 год - начало Первой мировой войны. 1941 год - начало Великой Отечественной войны. 2014 год - боевые действия на Украине. Ситуация очень неспокойная, не до Лермонтова. Женился ли Демон на Тамаре

- Время сейчас непоэтическое?- Несмотря ни на что - поэтическое. Люди соскучились по всему настоящему. Они слушают стихи и искренне удивляются: «Вау! Это что-то новое, необычное!» Но жанр художественного чтения в России имеет большую историю. В советское время он был необычайно популярен. Профессиональные чтецы, читающие поэзию и прозу, собирали тысячные залы. Конечно, публика сейчас не та. Мы все испорчены клиповым мышлением. Нам надо, чтобы перед глазами картинки постоянно мелькали, менялись. Но если это интересно, вкусно сделано, почему нет? У меня в спектаклях выверен музыкально-текстовой баланс - стихи, красивый музыкальный номер, хореография, инсталляция... Устали от стихов - посмотрите танец, послушайте музыку, а потом - снова стихи. И снова отдохните. Мне нравится, что на мои спектакли приходит много молодых людей и им не скучно. Хочется донести до них всю глубину замысла поэмы Лермонтова. Это - космос. И каждый считывает свой слой информации. Был такой комичный эпизод. В Нью-Йорке в парикмахерской две дамы обсуждали моего «Демона»: «Спектакль видела?» «Конечно! Классный спектакль, но одного не поняла: в конечном итоге женился Демон на Тамаре или нет?» Есть и такое восприятие, и это нормально. Но кто-то чувствует более философский подтекст.

КВ
Лента новостей