Почему девушек не берут в токари?

Какие проблемы у нынешнего профтехобразования? Что необходимо сделать для того, чтобы предприятия машиностроения наконец-то получили достаточное количество молодых специалистов? Найти ответы на эти вопросы мы попытались вместе с заслуженным мастером России Анатолием Мехом. Правда, с одной оговоркой - речь шла о подготовке специалистов-станочников.
- Анатолий Васильевич, в республике идет реформа профтехобразования. Вы как специалист с более чем 40-летним стажем преподавания в этой области можете дать оценку происходящему?

- Пока что рано подводить итоги, но некоторые положительные подвижки отметить можно. Первое - это то, что наконец-то вспомнили опыт советского профтехобразования. В те годы училища были в тесной связке с предприятиями. Рабочих специалистов готовили по заявке заводов и фабрик. Теорию учащиеся получали в учебном заведении, а практику проходили непосредственно в заводских цехах. И там же оставались после получения диплома. То есть выпускники ПТУ имели гарантированное трудоустройство, к тому времени, когда они заканчивали училище, были полностью адаптированы к заводу, без проблем вливались в рабочий коллектив.Учебное заведение, в котором я преподаю, вот уже года два-три идет по тому же пути. На базовом предприятии, с которым наш колледж сотрудничает, руководство делает ставку на молодых рабочих. Специалисты-пенсионеры постепенно уходят на заслуженный отдых, а их место занимают наши выпускники. Ребята, которые учатся на станочников: токарей, фрезеровщиков, сверловщиков, операторов станков с программным управлением, проходят практику в цехах предприятия. Что немаловажно, получают зарплату в размере одной минималки (6 тысяч рублей). За эти месяцы они не только осваивают специальность, но и получают представление о том, где будут работать в будущем, какие у них перспективы.- И какие же перспективы, если не секрет?- Буду говорить, опять-таки опираясь на наглядный пример своих выпускников. Не секрет, что в профлицеи (сейчас их переименовали в колледжи) приходят те ребята, которые в школе не показывали отличных результатов в учебе. Так вот, в училище они начинают по-настоящему учиться. Есть исключения в виде отъявленных лоботрясов, но это мизер. В основном мальчишки с удовольствием втягиваются в обучение. Видели бы вы, как увлеченно они осваивают станки! Это те, кто в школе по точным наукам получали двойки, а после года учебы в лицее они умеют читать сложные чертежи и вытачивать детали. Как уже говорил, на предприятии делают ставку на молодых, и их ждет хороший карьерный рост. Многие наши выпускники получают высшее образование, заочно заканчивают технические вузы, и почти все они продолжают трудиться на заводе по специальности станочника. На предприятии произошла серьезная модернизация, в некоторых цехах установлено современное оборудование, работа на котором требует инженерной подготовки. Вот там и трудятся выпускники нашего лицея. Получают, между прочим, хорошую зарплату - 40 - 50 тысяч рублей. Не хочешь, имея диплом вуза, работать на станках, пожалуйста, можно переходить на следующую карьерную ступеньку - стать мастером, начальником участка, цеха.И прибавьте к этому удовлетворенность от дела, которым они занимаются. У меня есть полное ощущение, что на заводах возвращается уважение к высококлассным специалистам, утерянное в годы перестройки. И это уважение идет в первую очередь от руководства предприятия. В годы моей молодости, помнится, с рабочими-профессионалами директора заводов здоровались за руку.

- Картину вы нарисовали привлекательную, но наверняка проблемы в обучении специалистов машиностроения есть?
- Несомненно, как же без них! Был и остается острый дефицит мастеров производственного обучения. Чтобы из вчерашнего школьника подготовить классного токаря или электрогазосварщика, необходим преподаватель, который сам в совершенстве владеет этими специальностями. Увы, в кадровом резерве профлицеев в основном преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста, но и их не хватает. По-прежнему не хватает абитуриентов. Сейчас в нашем колледже всего три группы станочников, одна из них выпускная, а нам под силу подготовить 9 групп! За нашими выпускниками еще на стадии обучения выстраивается очередь. Станочники требуются на авиастроительный, вертолетный и прочие машиностроительные предприятия города. Теперь о производственной практике. В Казани единственный, а в Татарстане в числе единиц, наш лицей имеет прекрасные мастерские, оборудованные такими же современными станками, как и на предприятиях. Спасибо за это министру образования РТ Энгелю Фаттахову. Практика, на мой взгляд, одна из основ качественной подготовки молодого рабочего. Но новые стандарты в рамках реформы профобразования сократили время производственной практики. Это большой минус, который надо бы исправить.

- Что еще отпугивает молодежь от профессии станочника?
- Плохой имидж, который давно уже устарел. В представлении родителей подростков работа токаря грязная, тяжелая и низкооплачиваемая. Такие стандарты устарели. Сегодня станочник - это инженер. Это работа для умеющего думать, находить нестандартные решения, для человека творческого.

- Почему тогда не берете девушек, ведь в советское время группы станочников наполовину состояли из них?
- Почему же, берем, только не токарями или сверловщиками, а контролерами. Но чтобы выучиться на эту специальность, контролерам необходимо хорошо знать все станочные тонкости. А на станках девушкам нельзя работать чисто по физиологической причине - тяжести поднимать противопоказано. Хотя, может, придет время, когда за фрезерный станок вновь встанут девушки.

КВ
Лента новостей