Как в магазинах обманывают покупателей

Если театр начинается с вешалки, то продовольственный магазин, как правило супермаркет, начинается с преграды в виде шкафчиков, в которые следует складывать сумки, прежде чем войти в торговый зал. За этим зорко наблюдает специальная тетенька, да и мощный охранник в форме не дремлет.

Все свое ношу с собой

- Хотелось бы услышать от администрации магазинов, на каком основании они требуют сдавать личные вещи в шкафы или запечатывают их в полиэтилен, - говорит юрист отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ Диляра Салаватова. - Это право покупателей - запечатывать свои вещи в полиэтилен или нет, сдавать или проходить с ними в зал. Тем более что рядом со шкафами нередко можно видеть табличку "Администрация магазина ответственность за сданные вещи не несет". Это неправильно: если берете вещи на хранение, то несете полную ответственность за их сохранность. Поэтому, если что-то пропадет, администрация должна возмещать ущерб. Если же она запрещает ходить в магазин с неупакованными сумками, то такие действия можно расценивать как отказ покупателю в заключении договора купли-продажи (так на юридическом языке называется обычный процесс покупки. - Л.Р.), а это уже нарушение норм гражданского законодательства.

Администрацию супермаркетов, где используется система свободного доступа к товарам, можно понять - воруют некоторые наши соотечественники. Но как оградить свой товар от воровства без нарушения права потребителя на охрану достоинства личности, определенного ст. 21 Конституции РФ? Решением этой дилеммы надо бы вплотную заняться во многих магазинах.

Пилите, Шура, пилите!

Наконец-то мы вместе с начальником отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ Диной Майловой в торговом зале. Здесь нас то и дело подстерегают грозные надписи: "Упаковки йогурта (творога, сметаны и т.д.) просьба не ломать! Продаются строго в упаковке по 4 штуки". Поскольку мы пришли в магазин розничной сети, никто не имеет права навязывать нам товар в большем количестве, чем нужно. Поэтому подобные запреты не имеют под собой абсолютно никакого основания и нарушают ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Будьте внимательны, когда берете продукты вразвес. Бывает, что на них указывается вес вместо нетто - брутто, то есть вес вместе с упаковкой товара, хотя вы вовсе не обязаны за нее платить. Если заметили это, требуйте перевесить товар и сосчитать стоимость товара по весу нетто (п. 36 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 19.01.98 г.).

Еще одна особенность национальной торговли уходит своими корнями еще в советские времена и по сей день имеет своих пламенных приверженцев в среде работников прилавка. Это пресловутые железные клипсы, которыми на производстве схватываются концы палок колбас и колбасных сыров. Как не любили все предыдущие поколения продавцов срезать эти клипсы при взвешивании колбас и сыра, так и сейчас верно следуют этой традиции. Секрет прост: клипса достаточно тяжела для того, чтобы за рабочий день за ее счет получить приличный навар, совершенно не напрягаясь. На возмущение покупателей продавцы обычно отвечают, что они не имеют права отрезать клипсу, а ее вес вычитывают при подсчете суммы. А что говорит закон? Согласно п. 33 указанных выше Правил "товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс". Так что пилите, Шура, пилите!

Внимательный покупатель всегда считывает дату срока годности, и правильно делает. Но иногда ее просто не удается обнаружить. Оказывается, срок годности указан на общей упаковке, которая остается где-то на складе, а расфасованный товар поступает в торговый зал без указания этого срока. Это нарушение: такой товар не имеет права находиться в зале, а верить продавцу на слово, что "там написано, до января 2010 года", вы не обязаны. Срок годности должен быть представлен потребителю в наглядной и доступной форме (п. 11 Правил, ст. 2 и п. 3 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

В торговом зале вас может подстерегать досадная неприятность: неловко повернувшись, вы задеваете какую-нибудь банку с консервированными персиками и разбиваете ее. Смело утверждаем: в девяти случаях из десяти тут же появятся работники зала, которых до сих пор нельзя было доискаться, и потребуют оплатить понесенный магазином ущерб. И в девяти же случаях из десяти им удается это сделать: напуганный и смущенный покупатель уверен, что действительно обязан возместить ущерб.

- Это не всегда так, - комментирует юрист Диляра Салаватова. - Потребитель может нести ответственность за порчу товара в том случае, если сделал это намеренно и это намерение будет доказано. При этом есть прямая зависимость от того, соблюдаются ли в магазине установленные нормы и правила, определяющие расстояния между стеллажами и витринами, и условия выкладки товара, одним из которых является рациональность и безопасность для потребителя. Так что если администрация экономит на торговых площадях и покупателям трудно разминуться в узких проходах, ей вряд ли удастся доказать вину покупателя.

А вас, Штирлиц, я попрошу остаться...

Это еще не все способы "мягкого" отъема денег у покупателей. Пробравшись через все приключения к кассе, не спешите расслабляться. Тут-то начинается поистине творческий подход к делу. Познакомиться с ним вы сможете, проверив чек (конечно же, не отходя от кассы!). Во-первых, вдруг обнаружится, что в него вбиты товары, которых вы не покупали. Обычно один-два, не больше, чтобы не вызывать подозрений. Особенно любят кассиры мудрить с несколькими одинаковыми товарами: просто сканируют штрих-код вместо трех раз пять или шесть. А вот автор этих строк, отовариваясь в "Рамсторе", обнаружил, что упаковка йогурта по чеку обошлась ему дороже, чем по цене в торговом зале, а набор из трех полотенец был пробит как полотенца по отдельности по цене набора каждое. Увидев это, супружеская пара, стоявшая за мной в кассу, тоже тщательно проверила чек и обнаружила, что рыбное филе было пробито в чеке в сумме, в три раза превышающей цену, указанную в торговом зале.

- Помните: вы имеете право оплачивать товар по той цене, которая стоит в торговом зале на ценнике, даже если она указана неправильно и в несколько раз ниже настоящей цены, - поясняет Диляра Салаватова.

Если вы начинаете требовать справедливости, в таких случаях администрация обычно бьет на жалость, объясняя "промахи" продавцов и кассиров занятостью или неопытностью. Но это вовсе не так невинно: все вышеуказанные действия расцениваются как введение потребителя в заблуждение и предоставление недостоверной информации о товаре - его цене, нарушающие закон о защите прав потребителей. Учитывая то, что даже самые неопытные кассиры не "ошибаются" в пользу покупателей, не доверяйте им и тщательно изучайте даже самый длинный чек. Имейте в виду: свои деньги мне пришлось возвращать 50 минут. Обсчет происходит за какие-то секунды, а вот возврат денег...

Итак, мы совершили путешествие по магазину и направляемся к выходу. Но и здесь не исключены неприятности для вас: заподозрив в мелком хищении товара, охранники могут потребовать дать им возможность обыскать вас. Правы в своих подозрениях охранники или нет, но они не имеют права производить личный досмотр или досмотр ваших вещей. Уполномочены на это только работники милиции, да и то в присутствии двух понятых и с составлением протокола. Так что если администрация настаивает на своем, требуйте вызвать сотрудников органов внутренних дел и помните: если вы мужчина, то досмотр не должна проводить женщина, и наоборот. То же самое касается и понятых.

 

 

 

Лана РОМАНОВА

КВ
Лента новостей