Как создавались песни Великой Отечественной войны

В песнях бьет пульс времени. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю. Много замечательных песен было написано в суровые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Вот истории возникновения некоторых из них.

Поэт Евгений Долматовский вспоминал:

- В начале июня 1941 года группа поэтов вернулась из военных лагерей в Москву. Нашего возвращения ждала редактор музыкального отдела радио - музыковед, женщина тихая и спокойная. Она посмотрела на нас сквозь толстые стекла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнется война с немцами? Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню - приносите. Обещаю, до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».

Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев, я пробовал, но у меня не получалось. А Лебедев-Кумач засел за работу.

22 июня он дописал последние строки. А 24 июня 1941 года стихотворение «Священная война» было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда».

На четвертый день войны композитор Александров написал на эти стихи музыку. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль. Она зазвучала по радио. В те грозные дни такая песня была просто необходима!

Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна.

Идет война народная,

Священная война.

«Шумел сурово брянский лес»

А вот какие истории создания известных военных песен нашел я в других военно-мемуарных источниках.

В конце августа 1941 года в Москву приехал молодой комиссар Брянского фронта с поручением от политуправления. Он разыскивал поэтов и композиторов. Комиссару нужны были песни для партизан.

Однажды по радио из лесов пришла шифровка: «...Патроны и оружие отберем у врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».

Заказ был передан поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Над песней работали долго.

Авторам приходилось много слышать и читать о партизанах. Но будет ли этого достаточно, чтобы почувствовать атмосферу и обстановку? Когда песня была готова, заказчика в Москве уже не было - комиссар отбыл на фронт. Но обстоятельства складывались удачно: военного корреспондента «Известий» Анатолия Софронова командировали на Брянский фронт. А Сигизмунду Кацу разрешили выехать вместе с ним. В одном из партизанских отрядов разучили песню «Шумел сурово брянский лес». Вскоре эта песня широко зазвучала среди партизан.

«В землянке»

На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен. Но в памяти сохранилась тихая «Землянка».

Только в Красной армии и только в нашем Отечестве грустное лирическое стихотворение может выполнять функцию боевой воодушевляющей песни.

Алексей Сурков не писал песню специально. Он и стихотворения не писал. Просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли в голову. Просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая наконец погода в тех местах. Причем песня «В землянке» распространилась раньше, чем на слова была написана музыка.

В конце 1941 года в Москве по дороге из эвакуации на фронт задержался композитор Константин Листов. Он и сочинил мелодию. Затем песня была исполнена по радио. Ее запели и очень полюбили за то, что она говорила людям суровую фронтовую правду.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях

под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

КВ
Лента новостей