Казанскому метро водолазы не понадобились

На прошедшей неделе авария в казанской подземке прокатилась волной не только по рельсам, но и слухами по городу: «Говорят, потоки воды неслись так быстро, что люди едва успели выскочить из поезда», «Теперь метро закроют, и надолго». Что же на самом деле случилось под землей между станциями «Площадь Тукая» и «Суконная слобода»? Наш корреспондент побывал на месте аварии.

Накануне Дня защитника Отечества, 22 февраля, тоннельный отряд из Башкирии, как обычно, проводил работы по бурению скважин для будущей водоотливной камеры. Такие камеры строятся для отвода грунтовых вод и располагаются в центре между тоннелями. Если посмотреть сверху, эта камера под №115 находится в районе остановки «Ул. Айдинова». Однако в конце рабочего дня, в 23.45, мощный буровой инструмент отклонился от вертикального движения и со всей силой врезался в стену правого тоннеля метро, пробив ее. В образовавшееся отверстие диаметром сантиметров двадцать стала поступать вода с песком. Вода быстро поднялась примерно на полметра. Но грязевой поток до самой станции «Площадь Тукая» не дошел - место аварии от пассажирской платформы отделяли триста метров.

На помощь метростроевцам для аварийно-восстановительных работ тут же прибыли сотрудники МЧС республики, подразделения Государственной противопожарной службы, военизированной газоспасательной части №4 «Восход». С рукавного автомобиля ГПС пожарные шланги раскатали в магистральную линию. А для откачки воды использовали мотопомпы мощностью 1600 литров в минуту.

Вначале на пробоину, как на пробитую велосипедную камеру, наложили резиновый пластырь, зафиксировав его металлическим листом. Затем с внешней стороны стены начали заливать цементно-песчаный раствор с «жидким стеклом» - такой состав затвердевает буквально в течение нескольких минут. После того как поврежденная стена приняла первоначальный вид, аварийный пластырь сняли.

Полностью аварию ликвидировали к 15 часам 23 февраля. Конечно, потребовалось время для очистки тоннеля от нанесенного грунта и песка.

Работа метрополитена в праздничные дни, которые оказались аварийными, не прекращалась. Но движение осуществлялось лишь по левому тоннелю. В течение трех суток, с 23 по 25 февраля, там курсировал по принципу челнока всего один поезд. Интервалы в движении, разумеется, увеличились, что заметно убавило количество пассажиров в эти дни.

Поезда в обоих направлениях с обычным интервалом движения начали ходить 26 февраля в 6 утра.

В чем же причина случившейся аварии? Рабочий зазевался и недосмотрел, что бур пошел не в ту сторону?

- Нет, - ответил заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов, - дело не в халатности или головотяпстве. У нас нет претензий к коллегам из Башкирии. Мощный бур, вращающийся с огромной скоростью и силой, вероятно, попал на большой камень или монолитный кусок породы такой крепости, что не смог пробить его. Точные причины после разбирательства назовет специально созданная комиссия.

Почему на действующем метро продолжаются строительные работы? Как пояснил Вениамин Геннадьевич, строительство водоотливных камер не вошло в график сдачи первого пускового участка казанского метро. Грунтовые воды, увы, неизбежный спутник подземного транспорта, и можно сказать, его первый враг. Но такое соседство воды за «бортом» метрокорабля обычное дело. В Москве, например, рядом с метрополитеном семь подземных рек столичного мегаполиса. А в Санкт-Петербурге соседствуют на большой глубине воды Балтийского моря.

Сейчас в Казанском метрополитене специальное оборудование в автоматическом режиме откачивает грунтовые воды в канализационную систему города. Свои собственные водоотливные камеры, которые сейчас строятся, «Казметрострой» планирует сдать весной.

 

Владимир ДЫННИК

КВ
Лента новостей