Кадры для общественного транспорта: опыт Казани в подготовке водителей

Транспортное обслуживание населения Казани должно стать лучшим в России. Эту задачу мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин считает одним из приоритетов в работе городского исполкома, иначе стремительно растущий мегаполис без развития общественного транспорта ожидает большой дорожный коллапс.

Особенно актуальной тема стала после выбора нашего города для проведения Универсиады 2013 года. Поэтому логичным стало решение создать в республике уникальный в своей отрасли профессиональный лицей наземного и подземного электрического транспорта.

Как получить работу сразу

- Муниципальную программу по развитию транспорта будут поддерживать, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, - подчеркивает мэр Казани Ильсур Метшин.

Полная смена городского общественного автопарка на новые современные машины, отвечающие евростандартам, сделала передвижение горожан по столице заметно комфортней.

Просторные удобные автобусы казанцы оценили и обратили внимание на другую сторону медали: кто их обслуживает и как? Поэтому и в мэрию, и в местные СМИ стали поступать настойчивые предложения горожан продолжить «красную» революцию на дорогах! Пришла пора заняться более тщательной подготовкой персонала для пассажирских перевозок в столице.

Первым на требования времени дало свой ответ муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс», где действует центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. На базе предприятия по постановлению правительства Татарстана в 2007 году создано автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей наземного и подземного электрического транспорта».

Кроме «электроспециалистов», учебное учреждение приступило к подготовке и водителей автобусов категории Д для автобусных предприятий столицы. Такое соглашение подписано с центром занятости населения Казани, финансирование здесь идет на паритетных началах.

В течение прошлого учебного года лицей подготовил 716 специалистов, из них - 367 водителей автобуса, 144 водителя трамвая и троллейбуса, 21 машинист электропоезда метрополитена, в планах учебного учреждения на 2009 год набор учащихся на 575 мест. Добавим, что транспортный лицей республики получил статус государственного образовательного учреждения и прошел государственную аккредитацию Министерства образования и науки РТ.

Постоянный заработок дороже денег

Наши корреспонденты побывали на занятиях в учебных классах профлицея, расположенных на станции «Суконная слобода», - здесь готовят водителей троллейбусов, трамваев и автобусов.

Учащиеся разных возрастов. У Зарины Руслановой типичная история: трудилась на Казанском заводе металлоизделий, когда предприятие из-за кризиса встало, пришлось искать новую работу, на глаза попалось объявление о вакансии водителя трамвая. Чем привлекло новое рабочее место?

- Стабильностью, - отвечает Зарина.

Действительно, девушка в своем выборе не одинока: как свидетельствуют последние опросы социологов, многие россияне сейчас при выборе работы на первое место ставят пусть небольшой, но стабильный заработок и уверенность в будущем.

Метро и скоростной трамвай: планы становятся реальностью

- Хорошо было бы запустить скоростной трамвай в Казани, - делится своими планами генеральный директор предприятия Асфан Галявов. - Чтобы с помощью современных быстроходных составов люди могли за 20 минут попасть из одного района города в другой. Для этого необходимо выстроить трамвайную трассу с системой безопасности. Для нашего первого подобного маршрута - от ДК химиков до Солнечного города - сейчас разрабатываются технические условия проектирования такой скоростной линии. Предполагается, что специальные трамвайные пути пролягут от Солнечного города, что возведен рядом с РКБ, через Южную трассу, проспект Ямашева, ДК химиков, улицу Несмелова и через Кировскую дамбу выйдут к железнодорожному вокзалу.

Асфан Галявов рассказал о планах строительства Казанского метрополитена до 2020 года. После сдачи в эксплуатацию станции «Козья слобода» проходческие машины двинутся под улицей Декабристов в сторону Авиастроительного района. Следующие остановки у пассажиров подземки будут на станции «Московская» (у рынка), «Воровского» (возле нового железнодорожного вокзала), «Заводская» (у ДК Ленина, на перекрестке улиц Копылова и Индустриальной). Пять новых станций запланировано открыть к Универсиаде 2013 года.

Затем казанская подземка продлит свой маршрут с противоположной стороны - с проспекта Победы тоннель метрополитена повернет в жилой массив Азино. Здесь первая станция, по выражению проектировщиков, «сядет» на перекрестке улиц Фучика и Зорге, дальше последуют остановки «10-й микрорайон» (на пересечении Фучика - Завойского), «Минская», «Сахарова» (возле крупного торгового комплекса). После этого, в дальней перспективе, создание следующей, второй линии метрополитена: компрессорный завод - Горьковское шоссе, которая пройдет по Кварталам под проспектом Ямашева.

Так что перспективы у «Метроэлектротранса» с большим прицелом в будущее, но их выполнение требует дополнительного количества квалифицированных кадров.

За учебу заплатят вам

Каковы будущие заработки нынешних курсантов? Средняя зарплата водителей трамваев и троллейбусов в зависимости от отработанных часов - от 11 до 18 тысяч рублей, машиниста электропоезда - 15 - 20 тысяч.

Обязательное занятие в расписании лицеистов - урок по правилам эксплуатации трамваев и троллейбусов, изучение основ безопасности дорожного движения. Преподавательский состав лицея - ведущие специалисты МУП «Метро-электротранс», прошедшие обучение, стажировку и курсы повышения квалификации в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга. Например, педагог-практик Рифкат Гаянов посвятил электротранспорту более 20 лет работы. Есть ли трудности в том, что азы любимой профессии нужно объяснять не школьникам, а взрослым людям?

- То, что на учебу приходят люди с жизненным опытом, на мой взгляд, даже хорошо, - считает Рифкат Гаянович, - потому что к выбору своей специальности они подходят более основательно, заметно, что у них больше желания работать аккуратно, с ответственностью.

После теории в классе взрослые школяры отправляются в депо – изучать на практике устройство узлов и агрегатов своего электротранспорта.

Важный момент в подготовке будущих специалистов – им гарантировано трудоустройство! Ведь учебные группы комплектуются по заявке работодателей, с учетом их требований.

Профессиональный лицей имеет ряд стратегических партнеров, с которыми подписано соглашение о государственно-корпоративном сотрудничестве в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках образовательного кластера РТ в отрасли транспорта. Среди них предприятия электротранспорта Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, основные перевозчики автотранспортных предприятий на городских автобусных маршрутах Казани, центр занятости населения Казани.

Классы для кластера открыты для всех

Все флаги – на работу к нам

Вот уже несколько лет на городском электротранспорте Казани работают иностранцы, хотя до сих пор трудно назвать так бывших соседей по СССР. Трамваи и троллейбусы водят граждане Киргизии и Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана, Казахстана и Украины, зарегистрированные в иммиграционной службе и получившие разрешение на работу. Да, поначалу им приходится трудно на казанских дорогах, признает замгенерального директора МУП «Метроэлектротранс» Шамиль Гильманов:

- Большой город, оживленное движение, да и знание языка не всегда на высоком уровне, но зато они дисциплинированы, аккуратны, а пассажиры отмечают их особое, уважительное отношение к каждому, особенно к пожилым людям, – таковы традиции восточного менталитета.

Шамиль Закирович подчеркивает, что предприятие принимает на работу из стран СНГ только высококлассных специалистов, например водителей 1-й и 2-й категории, со стажем. Однако у желающих обучиться востребованной профессии, а главное – получить в дальнейшем гарантированное место работы и твердый заработок, тоже есть шанс: поступление в транспортный лицей объединения.

Казань готова стать центром сертификации транспортной отрасли России

- Конечно, сегодня в учебном центре «Метроэлектротранса» мы готовим специалистов в первую очередь для Казани и Татарстана, - рассказывает директор профессионального лицея подземного и наземного транспорта Рустем Галявов. - Однако сейчас приступили к разработке учебно-методической программы для подготовки специалистов для работы на подземном транспорте, которая будет востребована не только работниками российских метрополитенов, но планируем, что она привлечет внимание и наших зарубежных коллег. Лицей готов предоставить свою базу для подготовки работников метротранспорта из стран ближнего зарубежья.

Кроме того, в учебном заведении предусмотрено создание центра сертификации по подготовке, переподготовке кадров, проверки их знаний, повышения квалификации преподавательского и инструкторского состава транспортной отрасли.

А необходимость подготовки таких специалистов назрела. В республике, как и по всей стране, на дорогах складывается критическая ситуация: показатели статистики прогнозируют увеличение количества лиц, погибших в результате ДТП, на низком уровне остается культура обслуживания пассажиров на городском транспорте.

В Казани есть возможность создать на базе лицея показательный центр, кадровый состав которого будет соответствовать современным требованиям работодателей.

Что для этого необходимо? В первую очередь оснащение материально-технической базы учебного учреждения высокотехнологичным электронным оборудованием, микропроцессорной техникой, например тренажером для обучения водителей. Не обойтись и без обучения персонала, повышения квалификации инженерно-педагогических кадров.

Поэтому по рекомендации наблюдательного совета лицей подготовил заявку на участие во Всероссийском конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств.

Цель – обеспечение кадрами общественного транспорта Татарстана на базе центра дополнительного обучения и повышения квалификации кадров.

Участие в национальном проекте «Образование» по заявленной теме и создание центра дает возможность казанскому лицею включиться в работу по обучению, подготовке, переподготовке и стажировке лиц трудоспособного возраста. Это позволит сократить число безработных и решить проблему обеспечения транспортной отрасли республики недостающими кадрами. А главное, как прогнозируют специалисты, благодаря тесным связям лицея с работодателями в дальнейшем это обеспечит практически 100-процентное трудоустройство выпускников на предприятиях Республики Татарстан.

КВ
Лента новостей