Как льготники деньги государству возвращали

«Уважаемый льготник! Вам были излишне выплачены суммы, из-за этого вам приостановлены льготные выплаты. Излишне выплаченные суммы подлежат возврату. По возникшим вопросам обращаться по телефону...»

Вот такое письмо в начале декабря получила пенсионерка, инвалид 2-й группы Загиря Хисиятулловна Хабибуллина. Над несколькими строчками текста стоит штамп отдела социальной защиты Московского района - и все: ни подписи, ни срока оплаты, ни объяснения, почему надо вернуть деньги. Еще в конверт были вложены две заполненные квитанции на общую сумму 500 рублей, которые льготнику следовало оплатить.

Чтобы выяснить, как, куда и за что надо перевести деньги, дочь Загири Хисиятулловны решила позвонить по телефонным номерам, указанным в письме. Из трех телефонов два оказались хронически занятыми, а по третьему удалось дозвониться только через несколько часов. По телефону объяснили, откуда взялись «излишне выплаченные суммы». В 2004 году Загире Хисиятулловне установили инвалидность 2-й группы, и она перешла в категорию федеральных льготников. В «переходный» месяц ей ошибочно выплатили льготы и по республиканскому, и по федеральному законодательству. Выяснилось, что квитанции надо оплатить в «Ак Барс» банке и потом принести их в отдел соцзащиты. Предупредили, если не оплатит до 7-го числа, то в следующем месяце льготы не начислят. Но что интересно, пенсионерка получила письмо в декабре, а льготы ей прекратили выплачивать уже три месяца назад.

В тот же день, когда было получено письмо, дочь Загири Хисиятулловны как законопослушный гражданин отправилась платить по счетам. Живут они на Жилплощадке, а ближайшее отделение «Ак Барс» банка на Ленинградской. Оплатила. Но на этом эпопея с возвратом денег не закончилась. В отделе соцзащиты у нужного кабинета была очередь - человек 11. Некоторые пришли точно с такими же оплаченными квитанциями. Только здесь выяснилась еще одна деталь - надо было принести не саму квитанцию, а ее ксерокопию. Но в письме об этом сказано не было, и в телефонном разговоре не предупредили. Пришлось подняться в кабинет начальника отдела. Она быстро решила проблему: все квитанции отксерокопировали, копии оставили на столе и... все. Перед пожилыми людьми даже никто не извинился за причиненные им лишние хлопоты в результате ошибочно начисленных «излишне выплаченных сумм».

На то, чтобы вернуть государству эти деньги, было потрачено около 5 часов! Дочь Загири Хисиятулловны чуть не опоздала на экзамен, который был назначен как раз на этот день. А что говорить о потраченных нервах и физической усталости... Пожилой человек вряд ли бы смог выдержать такую нагрузку. И все ради того, чтобы сказать: «Я заплатил!»

Многие получившие подобные письма, наверное, послушно оплачивают квитанции и с чувством исполненного долга возвращаются домой. Ведь им не сообщили, что копию квитанции необходимо принести в отдел соцзащиты. Получается, они счета оплатили, а льготы им все равно не начислят, потому что они не принесли справку. Не проще ли проверить факт оплаты по базе данных, а не заставлять пожилых больных людей стоять в очередях, чтобы показать справку?

Но возникает еще один вопрос. Главный. Имеют ли право органы соцзащиты приостанавливать выплату льгот, которые гарантированы определенным категориям граждан российским законодательством? Ведь эти досадные ошибки произошли не по вине пенсионеров.

 

Ольга ИВАНЫЧЕВА

КВ
Лента новостей