Иду на права! Сдам или не сдам?

ИСПОВЕДЬ онлайн-читателя «КВ»: «В автошколе меня считали «ботаником». Пробные экзамены по ПДД сдавала на 100 баллов. Инструктор по вождению ставил меня в пример и говорил, что я родилась в кабине «жигуленка». В городской ГИБДД на Модельной экзамен по ПДД сдала с первого раза. А с вождением начались муки.

Баланс цены и качества

ВСТРЕЧА с директором одной из ведущих казанских автошкол началась с моего опоздания. Причины - метель и крупная авария с участием девушки на «Матизе». Такая ситуация на наших дорогах не редкость. Но, может, это результат того, что большинство претендующих на водительские права просто не умеют нормально ездить? И сдают вождение в лучшем случае с четвертого раза. В чем причина? В собственном неумении или придирках гаишников? - задала я Александру Сафронову (имя изменено) первые вопросы.

- Сотрудникам ГАИ их задавали? Наверняка они ответили, что в автошколах плохо учат и не дают никакой подготовки. Правильно?

- Но ведь стоимость ваших курсов совсем не дешева…

- Средняя цена по городу примерно 14 - 15 тыс. рублей. Школы с репутацией и классом повыше сегодня вынуждены опускать цены, чтобы не потерять клиентуру. Есть те, которые обещают обучить вождению даже за 8 - 10 тыс. На нашем рынке жесткая конкуренция… Хотя реальная стоимость обучения в автошколе в районе 20 тысяч. Прибыль, которую получаем, идет на развитие автопарка, покупку нового оборудования: тренажеров, компьютерных программ, зарплату инструкторам. Отсюда и цены. Как правило, в школах с историей более пяти лет работают энтузиасты старой закалки. Они тащат запасы из своих семей. Но и у нас есть предел… Жены отказываются кормить, а банки не дают кредитов.

- Наши читатели жалуются, что процент курсантов автошкол, сдающих на права с первого раза, катастрофически уменьшается. Почему?

- Чему может научить вас мальчик-инструктор, сам только закончивший курс обучения, со стажем вождения в полгода? Естественно, какие-то навыки он даст. А дальше как? Как следствие, невозможность сдать экзамен с первого раза. Поэтому я считаю претензии сотрудников ГИБДД отчасти обоснованными.

- Ваш совет?

- Желающим выучиться на права нужно найти баланс «цена - качество». Никто не пойдет на Вьетнамский рынок покупать качественные зимние сапоги за 200 рублей. Но у нас, желая сэкономить, человек «ведется» на рекламу и оплачивает за свое обучение 9 - 10 тысяч рублей. Потом удивляется, что надо доплатить за бензин. В итоге получается примерно такая же цена, как в солидной автошколе, если не дороже.

- Сколько могут попросить доплатить?

- Порядка 5 - 6 тысяч рублей. Причем повышение цены - не способ получения наживы, а суровая необходимость. По закону добавили часы вождения и срок обучения. При всех увеличениях уменьшения цены просто не может быть.

- Когда лучше сдавать: зимой или летом?

- Зимой сложнее: улицы уже. Зима ведь всегда неожиданность для коммунальщиков. Второй фактор чисто человеческий - курсанты замерзают. По этой причине происходит около 30 - 35% несдач. Экзамен на Модельной проходит очень медленно, потому что сотрудников ГИБДД не хватает. А если человек 2 - 3 часа стоит на улице при температуре 15 - 20 градусов мороза, то ноги замерзают по колено.

- Пошел бы погреться…

- Загнать ученика погреться почти невозможно - это проявление стресса. Курсанту нужно стоять на площадке, на всех посмотреть и всех обсудить… Хотя регламент на прием экзамена есть, он не выдерживается. «Все, сели - поехали!» - говорит экзаменатор. А куда поехали, если ученик не то что педалей, ног не чувствует?

- Правда, что раньше были другие учителя?

- Когда мы обучали в начале 2000-х, то все переживали за свою автошколу и за коллектив, который учили. Сейчас такого нет. К тому же многие ученики во время обучения в открытую говорят, что им не нужны ни правила, ни вождение. По их словам, сдать всегда можно. Если не с первого, то с четвертого раза. Или найти иные способы: заплатить энное количество рублей и гарантированно получить права. Не выучиться, а именно получить права.

Мы всегда говорим ученикам: «ПДД писаны на крови. И слава богу, что не на вашей!» Получается, нет элементарного уважения ни к кому. Не только к другим водителям, но и к своим женам, мужьям и детям, которых они планируют возить. Не хотим пугать, но фактически такие «водители» зачастую несут на дорогу смерть. Если человеку на все наплевать, такого учить бесполезно.

- Как относитесь к принципу «пойду сейчас учиться, потому что дешево»? Права пусть лежат. Лет через пять пригодятся…

- Особенно поражают девушки, которые говорят: «Когда муж выпьет, тогда и сяду!» Правда, здорово? Ни один нормальный мужчина не посадит такого «водилу» за руль! Второе немаловажное замечание. Почему после длительного лишения прав никто их не пересдает? За полтора года водители уже все забыли. Но права возвращают, и «алга» за руль!

- Насколько оправданно увеличение часов вождения?

- Абсолютно оправданно. Еще мы выступаем за то, чтобы, например, через полгода наш ученик пришел в автошколу вспомнить что-то. И просто потренироваться. К сожалению, начинающие водители не осознают всей серьезности. Отсюда мнение: не обучиться, а именно купить права.

- Где же выход?

- Хорошо бы ввести систему, как в Штатах. Сначала получи временные права. Потом постоянные. И только через несколько лет - право управлять мощным авто. А наша действительность: учился мальчик на «Оке», чтоб дешевле было. А потом папа купил ему «Хаммер». В результате еще на стоянке въехал мальчик в стену!

Комментарий эксперта. Заместитель начальника Управления ГИБДД МВД РФ по Республике Татарстан Ильяс Галявиев:

- Выбирая автошколу подешевле, курсант рискует получить недостаточную подготовку. Все это как раз и выявляется при сдаче экзаменов в ГИБДД.

- Сколько стоит пересдача теории и вождения?

- С 29 января 2010 года изменились госпошлины. Они должны были повыситься, но получилось наоборот. Теперь пересдача теории стоит 55 рублей, а практики - 95. Но если бы каждая пересдача стоила около тысячи рублей, наверняка курсанты стали бы лучше готовиться. Камень можно бросить и в огород сотрудников ГИБДД. Зачастую даются некорректные команды. Без учета, что на экзамен приходят кандидаты в водители, а не в мастера автоспорта. Им психологически тяжело. Но 90% экзаменов не сданы по вине учеников. После проваленного испытания они, как правило, бегают и ищут, кому и сколько дать, чтобы получить права. И хают автошколу. Мол, там их плохо учили.

- Насколько объективен будет компьютерный автодром?

- На нем смогут сдать только те, кто предварительно позанимался часов 5 - 6. Мы ездили летом в Самару, чтобы самим попробовать, что это такое. Так я не сдал, хотя проехал все правильно. Но не отреагировал вовремя на команды компьютера. Нужно просто тупо выучить, к чему трель или звоночек. Есть определенный регламент действий, которые необходимо выполнить за установленное время. Считаю, такой автодром не нужен. Там нет имитации города, машин, людей. А светофор можно повесить и в чистом поле. Уверен, учить ездить и принимать экзамены нужно только в реальных условиях. Чтобы потом не было водителей, создающих аварии на дорогах.

ЧТО ПОЧЕМ?

1. Сегодня обучение в автошколе стоит от 10 до 17 тыс. рублей.

2. Плюс каждая пересдача - от 55 до 95 рублей за раз (пересдавать практику можно в течение трех месяцев после сдачи теории, при неудаче сдавать теорию придется заново).

КСТАТИ. По статистике ГИБДД, 75% курсантов с первого раза сдают ПДД. И только 20% - вождение. Сдать с первого раза практически невозможно и по причине откровенной неприязни к ученикам со стороны сотрудников ГИБДД, считают начинающие водители. От такого отношения у особо нервных сразу возникает желание купить заветную ламинированную бумажку.

КВ
Лента новостей