Авиастроительный суд Казани счел доводы прокуратуры об опасности проведения испытаний над жилыми массивами необоснованными и бездоказательными.

СУТЬ. Против полетов над поселками Осиново, Займище, Новая Тура, Северный жители этих населенных пунктов выступают давно, но безрезультатно. Однако октябрьская трагедия прошлого года, когда под Новой Турой разбилась винтокрылая машина, подтолкнула горпрокуратуру заняться этой проблемой. Правоохранители считают, что существует угроза не только для поселков, но и города. Ведь в случае аварии испытуемых машин над химпредприятиями, которые находятся в центре зоны полетов (ОАО «Казаньоргсинтез», завод по выпуску бисфенола А, фенола и ацетона и другие), может произойти глобальная человеческая и экологическая катастрофа.

ЦИТАТА из письма руководства «Казаньоргсинтеза» начальнику УФСБ РФ по РТ Евгению Вдовину: «В случае падения вертолета на территорию «Казаньоргсинтеза» возможны аварийные ситуации (взрывы и пожары) с выбросом в атмосферу агрессивных химических отравляющих веществ с большой зоной поражения прилегающих микрорайонов, что приведет к большим жертвам среди населения...»

Вторая сторона - жители поселков утверждают, что в последний год частота полетов увеличилась. И от постоянного шума вертолетов невозможно жить. Александр Илюхин, житель поселка Северного, составил график и схему полетов вертолетов. Помимо частных домов, в нее попали две школы, три детсада и многоэтажки. Случись что, трагедия будет страшная, понимают жители, добиваясь полной отмены испытательных полетов вертолетов над поселками и переноса аэродрома КВЗ в более отдаленное место.

Жители поселка Новая Тура никогда не забудут эту трагедиюВТОРАЯ СТОРОНА. Руководство КВЗ в доказательство законности места аэродрома приводит постановление Совета народных комиссаров ТАСС от... 17 сентября 1941 года. В нем говорится о передаче заводу по выпуску авиационных деталей помещения бывшего сагового завода, расположенного в 4 км от основной территории, и выделении на пустыре, находящемся на расстоянии 11 км от авиазавода, участка для аэродрома площадью 7 га. А в ответ на запрос председателя общественной приемной Путина Василия Логинова гендиректор вертолетного Вадим Лигай объясняет, что аэродром предназначен для экспериментальной авиации. У него есть своя зона - воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных зданий. Для испытательных полетов в район аэродрома входят четыре спецзоны. Они проводятся строго по инструкции, разработанной в соответствии с требованиями воздушного законодательства РФ. Вертолеты летают по кругу - установленному маршруту, по которому выполняется набор всех необходимых для испытаний параметров. По утверждению гендиректора, проверяются системы вертолета, а не дефекты в его конструкции. Он утверждает, что летают вертолеты над поселками, взрывоопасными и производственными объектами максимально ограниченно и на безопасной высоте не ниже 400 метров. Над «Оргсинтезом» им и вовсе запрещено появляться. Полеты выполняются с малым радиусом почти 2,5 километра от контрольной точки аэродрома (КТА), маршрут проходит над садами, а при взлете - над лесным массивом. К слову, воздушный коридор, через который проходит аэроузел, заводу выделило Министерство обороны РФ.

Интенсивность полетов в последнее время руководство КВЗ объясняет увеличением госзаказов именно для его нужд и других госструктур. Выпуск продукции увеличивается, а вместе с тем и количество полетов вертолетов.

ВЕРДИКТ. Когда суд вынес решение, прокурор заявил, что оно будет обжаловано в Верховном суде РТ. А инициативная группа, представляющая интересы жителей поселков, подала в тот же суд свой иск - гражданский. Спор между жителями и вертолетчиками продолжится. Пока же стороны едины в одном: в решении проблемы не обойтись без участия городского исполкома, который может найти для аэродрома другое место.

- За годы его существования выделенная территория застроилась жилыми массивами, - говорит замначальника летно-испытательного комплекса КВЗ, заслуженный летчик-испытатель России Виктор Русецкий. - В 55 - 57-м годах прошлого века 22-му заводу город выделил земли для строительства жилых домов. Так появился поселок Северный. Двумя десятками лет позже появился завод «Оргсинтез», другие промышленные предприятия. Тогда никто не задумывался об опасности полетов. Самовольно поменять взлетную полосу завод не может. Отменить или ограничить полеты - тоже. Важная деталь: самые опасные моменты - взлет и посадка вертолетов - происходят над территорией завода, сами же полеты абсолютно безопасны.

- Но вертолет, упавший на Новую Туру, находился в полете, - возразил прокурор.

- Октябрьская катастрофа - единичный случай, и его не стоит принимать во внимание, - парировал летчик. - От аварий на дорогах людей погибает намного больше.