В самые тяжелые первые годы Великой Отечественной войны Ефук не покидал Москву, принимая активное участие в эвакуации авиационного завода №22 в глубь страны, в Казань, куда сам переехал в 1944 году. В Казань был эвакуирован и Воронежский моторный завод №16, и Ленинградский авиационный завод №387. За годы войны в этом городе было выпущено 10 тысяч бомбардировщиков Пе-2, более 11 тысяч По-2 (У-2) и около 20 тысяч двигателей.

После окончания войны все эвакуированные заводы остались в Татарстане. Самуил Ефук работал на заводе №22, где вырос до помощника директора (был начальником управления капитального строительства), а затем до 1952 года возглавлял ОКБ завода №387 (в 1966 году завод стал вертолетным). Много сил и энергии Ефук вложил в развитие авиационной промышленности Казани, перевооружение гражданского воздушного флота.

В годы Великой Отечественной войны Самуил Гершкович получил орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд» и медаль «За оборону Москвы». Так был оценен его трудовой подвиг.

С 1953 года Самуил Ефук стал заместителем управляющего трестом №14 министерства авиационной промышленности, а с 1957 года - заместителем начальника Управления снабжения и сбыта СНХ ТАССР. С 1966 года, вплоть до 1986-го, он начальник Главного территориального управления Госснаба СССР, которое охватывало несколько республик и все Среднее Поволжье.

На этом высоком государственном посту Ефук проработал 13 лет. Он внес большой вклад в формирование территориально-производственного комплекса Госснаба в Татарстане, организацию материально-технического обеспечения предприятий и строительства. Ему приходилось решать сложные вопросы бесперебойного, ритмичного снабжения промышленных предприятий и строек в условиях громоздкого, неповоротливого государственного механизма того времени. Многие перемены в экономике связаны с реформированием огромного промышленного региона: это появление КАМАЗа в Набережных Челнах, нефтехимических предприятий в Нижнекамске и многих других предприятий в Татарстане.

Самуил Ефук обладал незаурядными деловыми и организаторскими качествами руководителя, его называли крепким хозяйственником. Кроме того, он был депутатом Верховного Совета ТАССР (1971 - 79 г.). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и медалями, в том числе золотой медалью ВДНХ СССР.

Самуил Гершкович Ефук родился 11 апреля 1913 года в Киевской области, на Украине. В начале века его отец прокатился в Америку, нанявшись рабочим на корабль, перевозивший скот. Но в америках ему не понравилось, вскоре он вернулся в Россию. Мать жила в Баку вместе с дочерью и сыном. В Баку Самуил окончил советскую трудовую школу и уже в 17 лет работал в системе «Азстроя». Молодой, энергичный парень в 1931 году уехал в Москву, где стал студентом архитектурно-строительного института.
Но страна позвала на стройку социализма - «Метрострой» в Москве. Шел 1933 год, метрополитен был объявлен ударной комсомольской стройкой, на нее было мобилизовано 13 тысяч юношей и девушек. В мае 1935 года пошли первые поезда московской подземки. Самуил Ефук получил свою правительственную награду за ударную работу на строительстве метро.

Затем была срочная служба в армии. Потом - работа на большом авиационном заводе №22 в Москве, где Ефук и встретил Великую Отечественную войну.

В 1944 году в Казани семья Ефуков соединилась. Из Баку вернулась жена Александра Спиридоновна с дочкой Ренатой, а вскоре родился и сын Владилен. Семья была дружной, гостеприимной. Самуил был нежным и внимательным супругом. Вместе супруги прожили 50 лет, вплоть до кончины Самуила Ефука 23 октября 1986 года.
Газета «Красная Татария» опубликовала некролог, который подписали все первые лица ТАССР: Г.И.Усманов, М.Ш.Шаймиев и другие. Такие почести ему были отданы заслуженно. Имя Самуила Ефука внесено в Татарскую энциклопедию (т. 2, 2005 г., Казань).