Почему казанцы калечатся в современных городских автобусах?

По информации отдела пропаганды ГИБДД УВД Казани, только за 3 месяца этого года с городскими автобусами произошло 58 ДТП. Один человек погиб, 72 пострадали. По вине водителей автобусов случилось 21 ДТП, в которых пострадали 33 человека.

news_top_970_100

«Перелом позвонка», «компрессионный перелом позвоночника», «ушиб височной части головы»… - это лишь несколько диагнозов, поставленных травмированным в городских автобусах казанцам. Почему же призванное быть безопасным и комфортным средство передвижения превратилось в подобие машины-монстра из триллера? Разобраться в этом попытался корреспондент «КВ».

Европейский идеал

Первым делом направляюсь в Физико-технический институт КНЦ РАН к профессору кафедры «Автомобили и автомобильные хозяйства» Сергею Черникову.

- Сергей Константинович, а не являются ли причиной всех бед технические несовершенства конструкции красных автобусов?

- Качество конструкции наших автобусов сомнений не вызывает. Они имеют характеристики европейских стандартов, все сертифицированы в Научно-исследовательском центре по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ». Это высочайшая инстанция в России по испытанию автотехники. Их сертификаты признают во всей Европе.

- Когда едешь в автобусе и отбиваешь себе все печенки, в это верится с трудом…

- Можно взять дорогой ноутбук и колоть им орехи. Ноутбук сломается. Разве он плохой? Нет, он просто предназначен для иных целей. Так же и с нашими красными автобусами. Именно тот, что они имеют сертификат европейского уровня, как ни парадоксально это звучит, косвенным образом подвело нас. В отличие от внедорожников ход подвески городских автобусов, рассчитанных для движения по качественным дорогам с твердым покрытием, небольшой. А у нас эти автобусы эксплуатируются на дорогах с огромными ямами в условиях, в которых подвеска практически не работает. Вдобавок за рулем этих автобусов часто оказываются водители, пересевшие с «Газелей», не имеющие необходимой квалификации и с известным всем стилем езды.

- Неужели причина только в этом? Европейским уровнем дорог мы и раньше не могли похвастаться, а такого количества травматизма в автобусах не было.

- Пару десятков лет назад по казанским дорогам ездили сильно изношенные «ЛиАЗы», менее надежные в плане безопасности автобусы. Но такого уровня травматизма не было. Тогда культура вождения была выше. Строго соблюдалось наличие соответствующей категории и опыта у водителей. Да и машин на дорогах было меньше. А сейчас мы имеем и плохие дороги, и низкоквалифицированных водителей, и возросшую интенсивность движения.

Самаркандский темперамент

У директора ПАТП-4 Альберта Мухаметшина интересуюсь, как обучают водителей автобусов и откуда берутся лихачи из их числа?

- У нас на предприятии 600 водителей. В идеале я хотел бы, чтобы все они имели изначальную категорию Д и большой опыт работы в крупных городах. К сожалению, водителей гортранспорта не хватает. Поэтому, как и во всех АТП, у нас были проблемы с кадрами. Сейчас они решены за счет привлечения водителей из стран ближнего зарубежья. С качеством уровня вождения сложнее. Да, некоторые водители перешли на автобусы с «Газелей», «КАМАЗов» и привыкли ездить в особой манере. Многие, в основном приезжие, не работали в условиях мегаполиса. В течение полугода мы переучиваем их на спецкурсах. Постоянно повышаем общий уровень квалификации, с водителями работает инженер по безопасности. - Пассажиры ежедневно наблюдают, как водители устраивают автогонки, объясняя это отставанием от графика. Неужели график дороже человеческой жизни?

- Конечно нет! Не могу ответить за других, но водители нашего предприятия скорость не превышают - правила дорожного движения важнее. Другое дело, что соблюдать их непросто. Общий уровень культуры вождения оставляет желать лучшего. Особенно «бомбилы» донимают. Завидев клиента, тормозят, даже не съезжая с полосы. И конечно же, наша беда – плохие и перегруженные дороги. Нужен ремонт, необходимы развязки. Тогда не будет поломок автобусов.

20 лет без капремонта

Площадь недоремонта казанских дорог сейчас 6 млн кв. м. Большинство из них не видело капремонта больше 20 лет, хотя его полагается проводить раз в 7 лет. На ремонт необходимо 10 млрд рублей, которых нет. Около 500 млн в необозримом будущем планируется выделить из республиканского бюджета (отдача дорожного налога). Исправно деньги выделяются лишь из федерального бюджета на ремонт и строительство новых дорог и двухуровневых развязок к Универсиаде-2013.

КСТАТИ. Всего в прошлом году произошло 226 происшествий с участием маршрутных автобусов. В них погибло девять и пострадало 288 человек.

news_right_column_240_400