О солнечных зайчиках и не только…

Известный татарский писатель Нур Ахмадиев выпустил в свет роман «Мунирстан».

news_top_970_100
Уж и не знаю, правда это или же, как и все хорошее в нашей жизни, выдумка, в общем, говорят, что есть такая страна, где бывает только два типа погоды: «ого, сегодня похолодало», она же плюс 35, и нормальная, то есть плюс 36. И местные жители эту разницу ощущают. «Резкая перемена погоды» становится для них главной темой дня, впрочем, то же самое происходит и у нас, когда сквозь перманентную хмарь российских будней вдруг промелькнут лучики света в виде сезонного снижения цен на картошку «аж на рупь за ведро» или увеличения пенсии на очередные три копейки. Короче, у кого какая погода на душе, мне, конечно же, неведомо, но лично у меня нынче - солнечно или, как говорили наши бабушки, вёдро!
Перевернута последняя страничка переводного романа «Мунирстан», вышедшего в издательстве фонда духовного возрождения «Рухият». О чем эта книга? Да все о том же: о любви и ненависти, о верности и предательстве, о катаклизмах нашей уверенно, а местами-временами и самоуверенно шедшей к светлому коммунистическому будущему страны, которой уготовано в итоге лишь созерцание из-под заскорузлой мозолистой ладони его прекрасных горизонтов, сопровождаемое мечтательными вздохами: «А помнишь, товарищ, во время оно…» 
Уроженец татарской деревушки Аскеево Мунирджан Исламов успел за свою жизнь и трактористом поработать, и повоевать в Великую Отечественную, став на фронте одноруким инвалидом, что, однако, не избавило его от тяжелого даже для здорового мужика труда на лесозаготовках и в колхозной конюшне. Восемь послевоенных ходок в места не столь отдаленные - тоже часть его непростой биографии. Любовь первой красавицы деревни Гайнии, обернувшаяся несчастьем для обоих. Безымянные дружки-собутыльники и лучший друг - набожная душа и сын уважаемого хазрата Фазыл, с которым они, два первоклассника, по совету лучшего на тот день аскеевского гармониста, школьного завхоза Гусман абы, укрывшись в черной бане, сжигают гармошку, купленную старшему брату Мунирджана Гаязу. Зачем они это делают, узнает тот, кто прочитает роман. В черной бане, кстати, происходит много разных - плохих и хороших - событий: первая пьянка шестерых выпускников сельской семилетки, возомнивших себя настоящими джигитами, любовные свидания, кияу мунчасы (первая помывка молодоженов) и прочие таинства.
Долгие годы холостяцкого прозябания по обеим сторонам «сладкой (и какому фантазеру пришел в голову этот эпитет, хотел бы я знать?) свободы» сменяются поздней любовью, накрывшей главного героя, как это всегда бывает, неожиданно и с головой. Белая полоса короткого, в одни сутки, счастья сменяется не черной даже, а грязной: любовь оборачивается новым сроком. Скажете, так не бывает, воскликнув, подобно Станиславскому: «Не верю!»? Прочтите сами - и поймете, что бывает, еще как случается, и автор ни на секунду не дает усомниться в своей правоте. 
Несмотря на все тяготы и невзгоды, преследовавшие главного героя, за образом которого я вижу недвусмысленную метафору всего татарского народа, роман оставляет светлое чувство. Дочитав книгу, признаюсь, я заплакал. В четвертый раз в жизни. Первые три случились еще в школе - по прочтении «Овода», «Анчара» и «Белого Бима…» И это не были слезы бессильной злобы или горького сожаления. Светлая грусть текла по моим щекам. Поэтому я и говорю: в моей душе сегодня - ВЁДРО!

news_right_column_240_400