Евгения Лодвигова родилась 20 августа 1977 года в Казани. В 2000 году окончила Казанский педагогический институт по специальности «Учитель английского языка». В 2006 году - Казанский юридический институт МВД России по специальности «Юрист». В 2013 году получила степень MBA в международном институте менеджмента ЛИНК. В 2015 году окончила Российскую международную академию туризма по направлению «Менеджмент». С 1997 по 2014 годы работала в сфере гостиничного бизнеса. В 2014 году назначена председателем комитета внешних связей и туризма Казани. В 2014 - 2015 годы - директор МБУ «Комитет содействия развитию туризма г. Казани». С сентября 2015 года - заместитель главы муниципального образования Казани. Замужем, воспитывает двух сыновей, старшему из которых 20 лет.

Ставка на информацию
- Евгения Анатольевна, на что делалась ставка в начале развития туризма в Казани и в каком направлении он развивается сейчас?
- Сегодня Казань в тренде, ее модно посещать как российскому туристу, так и зарубежному. А лет 10 назад ставка делалась на историко-архитектурную ценность Казани. Это кремль, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, исторический центр города, храмы, мечети, музеи и памятники, а также наши событийные мероприятия, которых не так много, но они уникальны. Из их числа Сабантуй, проходящий сейчас во всем мире. Чуть позже мы стали делать ставки на крупные мировые мероприятия, которые дают мощный информационный толчок. Это Универсиада-2013 и чемпионат мира по водным видам спорта, прошедший у нас в нынешнем году. Сейчас Казань готовится к чемпионату мира по футболу и мировому чемпионату рабочих профессий WorldSkills. Эти мероприятия позволяют нам делать ставку на туриста нового формата, того, который будет приезжать в Казань вновь и вновь. Чтобы привлечь таких гостей, город должен быть насыщен всякими интересными, пусть недорогими, но уникальными, присущими только Казани мероприятиями. И, что немаловажно, постоянными.

В Казани начинает развиваться (пока маленькими шагами) водный вид туризма. Город со всех сторон окружен водоемами и реками, грех этим не воспользоваться. Нынешним летом на озере Кабан были пущены речные трамвайчики. Проект имел успех, желающие покататься выстраивались в очередь. Вообще-то изначально была идея использовать Казанку, но планы отодвинул водный чемпионат. Если все пойдет хорошо, как задумано, то, возможно, следующим летом в городе появится новый туристический маршрут. Это прогулка по центру города на двухэтажном автобусе с последующей прогулкой по Казанке на речном трамвае. А если заглядывать в будущее еще дальше, то, конечно, надо выходить и на Волгу.

- Сколько дней посвящает Казани среднестатистический турист?
- Раньше было два-три дня. Сейчас мы стараемся растянуть это время. Обычно как было? Люди приезжали посмотреть город примерно в одни и те же даты: на новогодние и майские каникулы, июньские и ноябрьские долгие праздники. Сейчас мы вместе с туроператорами пытаемся растянуть программу пребывания туристов, вписываясь в праздники, но при этом захватывая день-два раньше или позже этих дат. Таким образом, туристы остаются у нас не на стандартные выходные, а на четыре дня и более. В итоге, например, в том году на новогодних праздниках средний коэффициент суток пребывания туриста в Казани был 2,3 (высчитывается по загрузке гостиниц), а сейчас уже 4,1. Перед нами стоит задача продлить существующие праздники и привлечь гостей Казани к другим турам, которые могут быть дешевле, но при этом окажутся более насыщенными.

Что интересно туристу?
- Какие места в городе больше всего интересны массовому туристу?
- У него сложился постоянный маршрут. Конечно же, это кремль, улица Баумана и аквапарк. Последний, на мой взгляд, - это уникальное предприятие, которое ежегодно принимает 850 тысяч российских туристов! Еще в рейтинге туристов Национальный музей РТ, Старо-Татарская слобода, популярность которой растет год от года. Аутентичный проект полностью себя оправдал, он интересен российским и иностранным туристам. В прошлом году мы проводили в Старо-Татарской слободе рождественскую ярмарку, гастрономический фестиваль, проложили пять маршрутов, которые нанесли на туристическую карту Казани.

- А этнотуризм нашим гостям интересен? Может быть, людям хочется получить сельский тур по районам Татарстана, где отправной точкой послужит Казань?
- Все это интересно в большинстве своем международному туристу. Жителя же российской провинции, приехавшего, например, прежде всего в столичный аквапарк, показом фермерского хозяйства не завлечь. Да, этнотуризм сейчас на пике популярности, но, повторюсь, исключительно у зарубежного туриста. Этим летом мы возили делегацию мэров городов из разных стран в татарскую деревню. Они были восхищены и безмерно удивлены тем, с какой душой и гостеприимством их приняли наши сельчане! Иностранные градоначальники были в приятном шоке от щедро накрытого стола и обилия угощений. По возвращении домой мэр Ливерпуля даже написал восторженную статью об этой поездке и о том, что не видел более гостеприимного народа, чем татары.

Что касается туров по районам Татарстана, то у нас была идея создать казанскую агломерацию, в которой можно объединить туристические маршруты вокруг столицы. На мировом рынке индустрии мы ведь так и заявляемся. Говорим, что у нас есть Казань, Болгар и Свияжск. Это три мощных кита, на которых держится развитие туризма в Татарстане. Помимо перечисленного есть много интересных мест в Заказанье - это Музей Горького в Красновидово, этнопоселение, гипсовые пещеры, шикарная рыбалка в Камском Устье. Но, конечно, только Казань со своим ресурсом может развивать эти небольшие муниципалитеты.

- Какие памятники Казани интересны туристам?
- У каждого гостя есть свои предпочтения. Но мне хотелось бы, чтобы в дополнение к памятнику Федору Шаляпину появился хороший музей, посвященный жизни и творчеству великого русского певца. Его отсутствие - досадное упущение в культурной жизни города. Надеюсь, в скором времени ситуация исправится. Шаляпин - один из трех трендов Казани, который известен многим за пределами России. Два остальных - это прославленный солист балета Рудольф Нуриев и футбольный клуб «Рубин».

Слабое звено
- Что, по-вашему, является слабым звеном казанского туризма - гостиницы, рестораны или экскурсоводы? Чего не хватает городу в этом плане?
- Слабое звено - сервис. При столь быстром росте туристического потока трудно вовремя и быстро переориентировать обслуживающий персонал. Найти трудолюбивых и грамотных в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса сотрудников довольно сложно. Это проблема любого мегаполиса. Необходимы уже подготовленные кадры. Перед Универсиадой-2013 мы проводили обучение персонала в рамках проекта «Перезагрузка», но город не может постоянно этим заниматься, нужны средства. Замечательно, что в Казани будет проходить мировой чемпионат по рабочим специальностям. Он, возможно, даст толчок развитию популяризации рабочих профессий и в гостиничной сфере.
Еще одна серьезная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что не все гостиницы прошли классификацию на «звездность». Есть федеральный закон, обязывающий гостиницы и отели тех городов, которые принимают чемпионат мира по футболу, пройти эту процедуру. Сейчас из 152 отклассифицированы порядка 40. Представляете, что будет накануне этого события?

- Каков уровень казанских экскурсоводов и проводится ли их обучение?
- С экскурсоводами ситуация выравнивается. Если 5 - 7 лет назад все было грустно и сложно (каждый сам себя назначал и считал профессиональным гидом), то сейчас организована аккредитация экскурсоводов в кремле, Свияжске и других туристических местах. Также занимаемся вопросом профессиональной подготовки. Соответствующие курсы, где работают преподаватели из КФУ, уже есть. Помимо прочего на них идет обучение различным иностранным языкам: китайскому, испанскому, немецкому и так далее. Наш пилотный проект - группа подготовки экскурсоводов для паломнического туризма, всего 17 человек. После учебы их уровень проверяли православные и мусульманские священнослужители.

- Какова стоимость номеров в казанских гостиницах?
- Раньше она высчитывалась просто - по звездности: 3 звезды - 3 тысячи, 4 звезды - 4 тысячи и так далее. В этом году цены чуть возросли - примерно на тысячу рублей.

- Кого больше в структуре иностранных туристов?
- Больше всего к нам приезжает немцев.