Этим актуальным вопросам мы посвятим цикл материалов. Сегодня - первый выпуск нашего «велосипедного сериала».
Какую выгоду приносят велосипедисты мегаполисам?
Жители Европы все активнее пересаживаются на велосипеды. На двухколесных машинах на работу ездят даже премьер-министры и мэры городов. Это никого не удивляет. Люди на велосипедах перемещаются в магазины и гости, путешествуют в компании друзей и семьями. Какой «велосипедный» опыт может перенять Казань у европейских стран? Об этом на очередном заседании клуба «Ротари Казань» рассказал депутат Казгордумы, велосипедист со стажем Ильдус Янышев, который недавно вернулся из Дублина - столицы Ирландии, где проходило ежегодное собрание Европейской велосипедной федерации. На этом форуме Ильдус Ахтямович представлял Велотранспортный союз России. - Европейцы действительно пересаживаются на велосипеды. Это оказалось очень выгодно со всех точек зрения. Один евро, вложенный в развитие велосипедной инфраструктуры, дает 450 евро совокупного экономического эффекта. От использования велосипедов Евросоюз за год получил 217 (!) миллиардов евро экономической и социальной выгоды. Такая сумма складывается из многих составляющих. Например, уменьшаются расходы на нефть, серьезно улучшается ситуация на дорогах больших городов. Специалисты подсчитали, что прямые убытки, связанные с простоем в дорожных пробках, сократились на 24 миллиарда евро, - рассказал Янышев. - Развивается и велосипедная туристическая индустрия, что тоже приносит европейским странам существенные доходы. К тому же велосипед - самый экологичный вид транспорта. А о благотворном влиянии езды на велосипеде на здоровье человека известно всем. В Европе это хорошо понимают, поэтому муниципалитеты европейских городов охотно идут на сотрудничество с велосипедными ассоциациями и включаются в проект «Велосипедируй свой город!»
- Сколько денег затрачивают власти Евросоюза на всеобщую «велосипедизацию»? - В Европе на транспортную сферу в целом выделяется 600 миллиардов евро в год. Из этих денег на развитие велосипедной инфраструктуры выделяется всего 1%. Европейская велосипедная федерация вышла в Европарламент с предложением увеличить эти инвестиции до 10%.
- Но велосипед не только средство передвижения. Это спорт, промышленность, бизнес, сервис, образование, культура, здоровье...- Поэтому необходимо пропагандировать велосипед не только как удобный, экономичный, быстрый транспорт для ежедневных поездок на работу, но и как средство туристических, образовательных, оздоровительных поездок. В Европе популярны велоэкскурсии по историческим местам. Собирается группа с экскурсоводом, каждому выдается аудиогид. У нас в Казани тоже входят в практику такие экскурсии по историческому центру города с аудиогидом. В европейских странах развивается индустрия велосипедной моды. Там есть бутики, где можно приобрести всевозможные велосипедные костюмы для детей и взрослых и даже женские платья, созданные специально для катания на велосипеде.
КстатиВ Европе параллельно реализуется еще один грандиозный проект - EuroVelo.org с многомиллиардным бюджетом. В его рамках финансируется строительство сети велодорог, соединяющей города и страны. Продолжение следует...