Какие психологические ловушки используются, чтобы привлечь детей и подростков к подобным сайтам? Как не попасть в эти смертоносные сети? Об этом наша беседа с кандидатом психологических наук, руководителем методического отдела республиканского центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков «Росток» Эльвирой Гилемхановой.
Прежде чем сделать последний шаг, подумай!
- В последнее время широкое распространение приобрели группы смерти, подталкивающие детей к суициду. Их насчитывается около полутора тысяч. Создание и популяризация подобных сообществ имеет коммерческую основу, поэтому этим занимаются специалисты в области детской и подростковой психологии, умеющие ловко манипулировать ценностями, важными для юного возраста.
- Как эти ловушки работают?
- На страницах деструктивных сообществ осуществляется двойная работа. С одной стороны, формирование депрессивного состояния, ощущения усталости от жизни, скуки, никчемности, ненужности с помощью подбора соответствующих картинок, музыки, цитат. На бессознательном уровне весь подобный массив формирует суицидальные мысли.
С другой стороны, создается атмосфера сопричастности, понимания чувств и состояния подростка. Для этого используется молодежный сленг, подстройка под детскую психологию. Механизм «равный - равному» работает четко. Если подросток чувствует, что с ним общается его ровесник, то это воспринимается им менее критично. Он полностью доверяет «такому же, как и он». С таким подходом ребенку можно внушать все что угодно.
«Я просто хочу быть енотиком»
- Что же внушают детям и подросткам?
- Во-первых, мысль, что ты одинок. Администраторы групп регулярно выкладывают в группах постеры с подобными надписями: «Никто не любит меня», «Нравлюсь только комарам»…
Во-вторых, формируется бесцельное существование: «Каждый день тороплюсь домой, чтобы лежать и ничего не делать», «Планы на вечер: сидеть в интернете с грустным лицом»…
В-третьих, идет подмена и деградация ценностей: «Люблю котов, людей не очень», «Я просто хочу быть енотиком», «Два наушника заменяют весь мир».
В-четвертых, происходит расщепление личности, запуск механизма диссоциации, то есть когда человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним: «Если можно проснуться в другом месте, почему бы однажды не проснуться другим человеком?», «Тело в одном городе, а душа в другом»… Повторяющиеся с определенной периодичностью подобные установки очень эффективно действуют на детскую психику. В конечном счете юные посетители подобных групп начинают верить в то, что так оно и есть в действительности.
Но кроме тонкого психологического кодирования на суицид на подобных деструктивных сайтах встречаются и прямые призывы к самоубийству. К тому же многие эти сайты и сообщества преднамеренно работают на истощение детского организма: призывают отмечаться ночью, открывают ночные дискуссии…
У каждого продвинутого в группе появляется свой номер, каждому назначается дата, время и способ ухода из жизни. Хотя впоследствии администраторы групп заявляют, что это всего лишь игра. Но эта «игра» приводит к реальным смертям.
Смерть не игрушка
- Что притягивает детей в такие сообщества: любопытство, желание что-то доказать родителям, возможность почувствовать себя взрослым?
- Все в комплексе. Детей в такие группы «отбирают». Это само по себе дает ребенку помимо чувства единения с другими («отобранными») еще и чувство избранности («я молодец - меня выбрали!»). Более того, об этом нельзя рассказывать взрослым, а это дает еще один сильнейший способ контроля - общую тайну. Атмосфера таинственности и сакральных знаний, наличие особых ритуалов также формируют доверие и причастность.
- Как до ребенка донести мысль, что смерть - это не игрушка: если ты погибнешь, то не оживешь, не встанешь и не побежишь дальше, как герои компьютерных игр, у тебя не будет десять жизней в запасе, как у них?
- К сожалению, современная интернет-индустрия изобилует предложениями онлайн-игр, в которых нет понятия «конец игры». Имея виртуально множество жизней, подросток начинает более легкомысленно относиться к реальной. Реальная жизнь начинает восприниматься как игра, формируется безответственное отношение к действительности, которое в том числе может провоцировать игры со смертью…
- Эльвира Нурахматовна, как ребенка научить любить и ценить жизнь?
- Очень трудно научить тому, чем не владеешь сам. Поэтому, прежде всего взрослым надо самим жить насыщенной жизнью, а не ограничивать свой досуг просмотром телепередач. Надо видеть и развивать таланты детей.
Дети - очень плодородная почва. Если не выращивать на ней культурные растения, ветер принесет семена сорняков. Ребенку нужны крепкие корни, которые бы его питали, и значимые цели в жизни. Если у него есть достойная цель, к которой он идет шаг за шагом, то не станет объектом чужих манипуляций.
Как не попасть в ловушку пропагандистов смерти?
Советы для мальчишек и девчонок
- Не стоит слишком доверять всему, что пишется в различных сообществах. Всегда имей собственную позицию, собственное мнение и оценку происходящего.
- Верь в себя и доверяй своим близким.
- Учись видеть хорошее и радостное вокруг себя.
- Не убегай от проблем. Относись к любой проблеме как к интересной задаче, которую необходимо решить.
- Даже из самой сложной ситуации можно найти конструктивный выход.
- Рядом с тобой всегда есть реальные люди (а не виртуальные псевдодрузья), которые поймут тебя и помогут справиться с трудностями.
- Не позволяй неизвестным людям из странных сообществ распоряжаться и играть самым ценным, что у тебя есть, - твоей жизнью.
- Помни, если тебя убеждают, что играешь ты, то, скорее всего, играют тобой.
Как в соцсетях детей толкают к последней черте?
Интернет-пространство становится все опаснее для детских душ и жизней. В самом прямом смысле. Во Всемирной сети набирают популярность деструктивные сообщества, интернет-клубы самоубийц, призывающие к суициду.