ВАСИЛИЙ БРОННИКОВ, ПОЛЕВОЙ ХИРУРГ

Если вы смотрели по РТР замечательный сериал "Баязет", снятый по роману русского писателя Валентина Саввича Пикуля и посвященный героической обороне гарнизона крепости от турецких войск в июне 1877 года, то наверняка помните молчаливого военного врача, полевого хирурга, смертельно уставшего от бесконечных операций. Это образ и конкретный, и собирательный одновременно. Он воплотил в себе мужество многих военных врачей, принимавших участие в той русско-турецкой войне и спасших не одну солдатскую жизнь. В числе таких военных хирургов был и полевой врач Василий Семенович Бронников, наш земляк.

news_top_970_100

Он родился в 1844 году. Окончил медицинский факультет Императорского Казанского университета, после чего нес службу врача в разных частях обширного Казанского военного округа. Был ординатором, а затем главным врачом Казанского военного госпиталя на Арском поле.

Не раз судьба испытывала его на крепость тела и духа: принимая участие в военных действиях России во второй половине 70-х годов XIX столетия, он, спасая солдата, заразился сыпным тифом. В русско-японскую войну, будучи уже пожилым человеком, полевой хирург Бронников, делая операцию юнкеру, заболел дифтеритом, но опять победил болезнь. Весной 1904 года он был оклеветан недоброжелателями, но ложь к нему, как это иногда бывает с честными людьми, не пристала, и из этой ситуации он вышел, как писали казанские газеты, "с честью и чище белаго снега".

Последним ударом судьбы была потеря сына-офицера, погибшего в 1904 году "на поле брани".

Военную службу Василий Семенович окончил в чине полковника и должности помощника окружной военно-санитарной инспекции Омского военного округа.

Выйдя в отставку, Бронников вернулся в Казань, где жил его брат Владимир, статский советник и член казанской Судебной палаты, и занялся общественной деятельностью.

"Будучи врачом по призванию и чистым альтруистом по строению своей удивительно доброй и самоотверженной души, - вспоминал о нем его коллега доктор Кочкин, - он всю свою жизнь стремился быть возможно более полезным, спешил всюду, где считал, что он нужен..."

В течение ряда лет он был избираем гласным городской Думы и очень ревностно следил за всем, что касалось благополучия Казани. Именно он, например, выступил против засыпки Булака, реки-протоки, являющейся не меньшей исторической достопримечательностью города, нежели чем, скажем, Зилантова гора или озеро Кабан. Именно он предлагал обводнить и очистить Булак и Кабан.

Василий Семенович умер в ночь с 30 на 31 января 1917 года на 73-м году жизни в чине действительного статского советника, что был вполне им заслужен. Как впоследствии вспоминали его близкие, последними словами его, обращенными к ним, были: "Любите друг друга"...

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400