Представляем гостей

Мария Шверубович - актриса. В 1970 году окончила школу-студию МХАТ. В 1970 - 1980-е годы - актриса Московского театра «Современник», много лет работала на радио.

Борис Любимов - театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения, профессор. С 2003 года по 2007 год - директор Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина. С 2007 года - ректор Высшего театрального училища им. Щепкина. Автор более 500 научных трудов, статей и монографий.


Историческая справка

Василий Качалов родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне (ныне - Вильнюс, Литва) в семье православного священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви. В Казани играл с 1897 года в труппе товарищества М.Бородая. За три сезона Качалов сыграл 13 ролей, став одним из ведущих артистов труппы и любимцем казанской публики. Именно в Казани Качалов встретил свою будущую жену - актрису Нину Николаевну Литовцеву. С 1900 года играл в Московском Художественном театре.

После смерти Василия Ивановича Качалова в 1948 году казанскому театру было присвоено его имя. А в 2005 году в фойе-атриуме театра открылся первый в России памятник актеру. Сохранился дом, где жил Качалов. Это дом по ул. Лобачевского, 3/24, тогда меблированные комнаты купца Степана Михайлова. На его фасаде установлена мемориальная доска. А здание городского театра, на сцене которого играл Качалов, не сохранилось. В те годы театр находился на площади Свободы, где сейчас памятник Ленину.

Комфорт в театре - не роскошь

- Ваши впечатления от обновленного Качаловского театра?

Мария Шверубович: Театр фантастический! Мы были в Казани 9 лет назад, на открытии памятника Качалову. Просто поражены произошедшими переменами. Получилось удивительное сочетание российских театральных традиций и современных технологий. Все сделано тонко, тактично, без малейшей пошлости. Реконструкция театра - это не только забота о зрителях и актерах. В нем созданы все условия для работников декораторского, реквизиторского, костюмерного цехов, гримеров, осветителей, монтировщиков сцены, всех бойцов невидимого театрального фронта.

Борис Любимов: Казань - город не только спортивный, но и культурный. Такое отношение властей Татарстана к культуре и театру - это пример не только для всей России, но и для Европы. Кому-то такой театр может показаться излишне комфортабельным. Я думаю: когда же мы начнем жить по-настоящему, в нормальных человеческих условиях? Почему все хорошее надо оставлять на потом? Мы часто путаем понятия «комфорт» и «роскошь». Нормальные человеческие условия в театре - не роскошь. Сегодня нельзя жить как в XIX веке, без элементарных удобств.

- У главного режиссера театра им. Качалова Александра Славутского есть идея Качаловского фестиваля. Каким вы его видите?

Б.Л.: Качаловский театр продолжает традиции русского репертуарного театра. Это театр-дом, где актеры живут большой творческой семьей. Но сегодня много всевозможных театральных направлений. Что такое современный театр? «Жизнь человеческого духа», как говорил Станиславский? Интернет-кафе, парк развлечений, концертная площадка? У каждого свой ответ на этот вопрос. Для каких-то театральных коллективов слово, драматургия ничего не значат. Не нужны им ни Шекспиры, ни Мольеры, ни Чеховы, ни Достоевские... Они экспериментируют, ищут новые, неожиданные выразительные формы. Все это нужно учитывать при разработке концепции Качаловского фестиваля.

Вася по ученой части...

- Мария Вадимовна, правда, что начинающий актер Василий Шверубович взял себе псевдоним Качалов из газетного некролога?

- Да, когда он пришел наниматься в антрепризу к Бородаю, ему сказали, что все хорошо - есть обаяние, красивый голос, но фамилия какая-то сомнительная. Он вышел, увидел газету, а там некролог: «Почил раб Божий Василий Иванович Качалов». И решил стать Качаловым. Отец Василия был православным священником, как несколько поколений его предков. Но его дети прервали эту династию священников. Старший сын стал генералом, второй - юристом, а младший - актером. В семье стеснялись того, что сын пошел в актеры. И на вопрос о том, чем занимается Вася, отвечали: «Он у нас по ученой части...»

- Возможно, ваша актерская карьера сложилась бы более удачно, если бы вы носили фамилию своего знаменитого деда?

- Думаю, нет. У меня в детстве была единственная попытка взять фамилию Качалова. У нас на даче, на Николиной горе, был закрытый конный клуб для детей членов правительства. Я мечтала покататься на лошади и пришла туда. Меня спросили: «С чьей ты дачи?» Я ответила: «С дачи Качалова». Меня так и записали. Папа был очень недоволен: «Почему для каких-то чиновников из конного клуба ты будешь подписываться чужой фамилией?!» На этом мои попытки стать Качаловой закончились.

Двойной офицерский паек от Сталина

- Судьба вашего папы - сюжет драматичного, остросюжетного романа...

М.Ш.: Судьба папы удивительная! 18-летним мальчишкой он сбежал в Белую армию, провоевал год, заболел тифом. Так совпало, что группа МХАТовцев, которую тогда возглавлял Качалов, гастролировала в Харькове. Там они случайно нашли его умирающим на вокзале. Потом было трудное скитание по Европе. Станиславский и Немирович-Данченко написали им: если они не вернутся в Москву, то МХАТ погибнет. Актеры решили вернуться под гарантии безопасности моему отцу. В 1921 году они вернулись. Гарантии были соблюдены.

Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел добровольцем на фронт, хотя мог не воевать - ему было 40 лет. Попал в плен, оказался в Италии, совершил побег. Ему помогли переправиться в американский лагерь. Папа с детства знал французский, немецкий языки, позже выучил английский, испанский, итальянский, поэтому занимался возвращением военнопленных из разных стран на родину. Время от времени появлялись сообщения, что он погиб. Потом - что жив. Качалов написал письмо Сталину с просьбой найти сына.

- Сталин откликнулся?

- Откликнулся! Надо сказать, что он очень любил Художественный театр, много раз бывал на спектаклях. У Сталина были актеры, которым он благоволил и которых не трогал. Качалов был одним из них. Отца нашли и как бывшего военнопленного отправили на лесоповал. Потом привезли на Лубянку. Там его продержали месяц, снимали и проверяли показания. У папы была феноменальная память. Он подробно вспоминал, где он был и что делал, буквально по дням. На Лубянке его не только допрашивали, но и откармливали - давали двойной офицерский паек. В один прекрасный день вызвали в кабинет и вручили  костюм. Костюм был с дыркой от пули на спине - сняли с какого-то расстрелянного. Когда папа переоделся, его просто отпустили. Потом он работал заведующим постановочной частью во МХАТе, был одним из тех, кто стоял у истоков «Современника». Умер папа в 1981 году.

Учиться на звезду

- Борис Николаевич, почему молодые идут в актеры? Ведь профессия эта зависимая, зарплата небольшая, а звездами с миллионными гонорарами становятся далеко не все...

- Но каждый, кто поступает в театральное училище, рассчитывает стать звездой. Они все думают: «Работа за гроши в провинциальном театре - это не про меня. Если не звездная дорожка в Каннах, не Оскар в Голливуде, то уж здесь-то в каком-нибудь сериале засвечусь точно. Соседи маме будут говорить: «Вон, твой в телевизоре!» Но жизнь достаточно быстро опускает молодежь с небес на землю, актерская профессия действительно сложная.

- Студентов легко отпускаете на съемки?

- Съемки в сериалах, телепроектах, кино - это не просто возможность заработать, но и заявить о себе на большую аудиторию. Это хороший актерский опыт. Например, наша студентка Вика Соловьева снялась в главной роли в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар». Еще один студент там в эпизоде. Пусть эпизод. Но прожить несколько дней на съемочной площадке, увидеть, узнать, как снимает Михалков, для любого актера - замечательная школа. Как не отпускать на такую работу? Надо только правильно распределять свои силы и не забрасывать учебу.

Вопрос напоследок

- Сергей Есенин посвятил собаке Качалова знаменитое стихотворение «Дай, Джим, на счастье лапу мне», увековечив Джима. А сейчас у вас собаки есть?

М.Ш.: Собаки в нашем доме были всегда. К сожалению, три года назад умер наш любимый пес, который прожил с нами 13 лет. Он был беспородный, но очень красивый - помесь лайки с овчаркой. А сейчас у нас такса. Маленький, но такой наглый пес всеми нами командует, спит только в кровати. Перерыл весь дачный участок, но еще ни одной мыши, ни одного крота не поймал. Это не пес, а настоящий кошмар! Но мы его любим.

P.S. Большое спасибо театру им. В.И.Качалова за помощь в организации встречи.