Все мы чьи-то родители или родственники, поэтому и не утихают в обществе споры о длящейся не первый год вялотекущей реформе школьно-вузовского образования.

Внедряемый единый экзамен преподносится как стимул к развитию творческого мышления, но это от лукавого: нельзя развить творческие способности, вбивая постоянно ученикам, что главное для них - подготовиться к сдаче экзаменов по определенному шаблону, каким является единый экзамен. Второй, и основной, довод в пользу реформы: единый экзамен снизит уровень коррупции, существующий в школах и вузах. То есть открыто признается, что общество свои взрослые проблемы стремится решить за счет детей, а это безнравственно, и еще никому не удалось безнравственными методами воспитать нравственную личность.

Помимо нравственности, возникает вопрос: что на что меняем? По данным ООН, до 50% открытий и изобретений в мире делается нашими соотечественниками. Успехи нашей молодежи на разных олимпиадах также не голосуют за перевод нашей системы образования в подобие бездушной компьютерной системы выяснения уровня знаний, существующей в США, т.к общепризнанно, что наш средний ученик из обычной школы более развит, чем средний ученик из подобной школы в США; наш средний студент имеет значительно выше подготовку, чем их средний студент. В США добиваются успеха в науке за счет престижных частных школ и элитных вузов, но такая система противоречит демократическим установкам и сложившимся у нас представлениям о возможности получения высшего образования. Кстати, американская модель образования не поддерживается во всей Европе, за исключением Англии, но и в Англии на нее ориентируются частично, предпочитая свои традиции.

При соблюдении общеевропейских образовательных стандартов в каждой европейской стране имеются в системе образования свои изюминки. Так, в Испании существует испытание под названием "анализ текста", цель которого - выявить уровень логического мышления будущего студента, его эрудицию, реакцию на неожиданные проблемы и др. Успешные оценки по этому экзамену котируются намного выше, чем по стандартным общеевропейским предметам.

Наша реформа образования, конечно, нужна, но не в подражании какой-либо, может быть, уже изживающей себя. И вообще, обезьянничанье - не самый продуктивный способ проведения любой реформы.

Общеизвестно, что Наполеон, когда стал генералом, неосведомленность, некомпетентность, невежество в науках считал непростительным пороком. К этой поре (генеральской) он дружил с выдающимися мыслителями, математиками, геометрами, историками и вел с ними ученые споры без скидок на свою знаменитость. Но если бы в молодости Бонапарт сдавал единый экзамен, то мир бы не знал такую историческую личность, как Наполеон. В его аттестации при переводе из бриеннской школы в парижскую говорилось, что он отличается любовью к математике, но очень слаб во всяких искусствах и в латинском языке, слаб во французской орфографии. А профессор немецкого языка Бауэр, характеризуя будущего императора, выразился проще: "Ученик Бонапарт туп".

Екатерина II при всей своей талантливости и обширных знаниях в разных областях до самой смерти не научилась писать без ошибок.

Так, может быть, цель реформы должна заключаться в учете каких-то личностных характеристик, а не суммы зазубренных фактов и дат? Получится ли, например, из студента-медика лучший врач, даже если он написал сочинение на "отлично", чем из того, кто послабее в орфографии? И не есть ли единый экзамен дань модному в ХIХ веке механицизму, но только на новом, компьютерном уровне?

P.S. Завтра родные отметят сороковой день по смерти автора этих заметок...