В очереди за автографом к Мустаю Кариму стоят молодые татарские писатели Роберт Миннуллин,
Рабит Батулла. Клуб имени Тукая, Казань

Наш собеседник - татарский поэт, журналист, политический деятель Роберт Миннуллин.

- Роберт Мугаллимович, именем Мустая Карима названы аэропорт в Уфе, авиалайнер, горная вершина. В 2019 году выйдет почтовая марка, а также памятная монета, посвященная 100-летию со дня рождения Мустая Карима. Замечательная дань памяти талантливому поэту! Но мы с вами знаем, что можно быть в нашей литературе, что называется, семи пядей во лбу, но, не получив вовремя поддержки, пропасть в безвестности... Почему смогла взойти звезда Мустая Карима?
- Советская идеология была чрезвычайно избирательна и требовательна. Недостаточно было иметь талант, надо было оправдать доверие, которое тебе оказали и партия, и правительство. В советское время в литературе была высшая иерархия, в которую от национальных республик вошли всего несколько человек: Расул Гамзатов (Дагестан), Чингиз Айтматов (Киргизия), Давид Кугультинов (Калмыкия), Кайсын Кулиев (Кабардино-Балкария) и Мустай Карим. Мое мнение - вопреки всему им удалось достойно выполнить свой долг писателя и гражданина. Более того, они стали духовными лидерами нации. Фронтовик, военный корреспондент Мустай Карим по своему характеру не мог просто сидеть и сочинять стихи. Он всегда хотел быть в гуще народа. Поэтому и стал общественным деятелем, причем очень высокого ранга: возглавлял башкирский союз писателей, комитет защиты мира, был и депутатом, и заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР... Он сам шутил: «Моя жизнь прошла в воздухе между Уфой и Москвой» - так часто он летал в столицу нашей Родины для выполнения своих общественных обязанностей. А многие ли поэты хотят совмещать творчество и ежедневную напряженную работу в других областях жизни? Чаще бывает, что пишут стихи и ждут, когда общество их заметит, чем-то отметит... А место большого поэта не только за столом. Ему как воздух необходимо общественное пространство.


Башкирский писатель Мустай Карим на встрече со студентами Казанского университета (справа Роберт Миннуллин)

- Как вы познакомились с Мустаем Каримом?
- Я вырос на замечательных стихах Мустая Карима, поскольку родился в Башкортостане. А наше очное знакомство произошло в 1970 году, когда я учился в Казанском университете. Узнав, что будет встреча с кумиром моего детства, на всякий случай взял с собой сборник его стихов. Вся встреча прошла на татарском языке. Я подошел к Мустаю за автографом. Он написал просто: «Роберту на память». До сих пор храню эту книгу. Это была первая встреча с Мастером, но не последняя. Со временем мы подружились. На мой взгляд, это был не только талантливый поэт. Мустай Карим был выдающимся драматургом и прозаиком. Его повесть «Долгое-долгое детство» - это гениальное произведение. Карим родился в Кляшево Уфимской губернии. А из этой деревни вышли такие знаменитые на весь башкирский и татарский мир люди, как певица Фарида Кудашева, просветитель Зия Камали, народный поэт Сайфи Кудаш... Мустай об этом говорил всегда с юмором: «Наша деревня очень поэтическая - отсюда выходят либо поэты, либо певцы. А вот химики и физики не рождаются, потому что у нас головы не работают, только сердца!»

- В одном из своих стихотворений Мустай Карим пишет: «С всесильной судьбою вступая в игру - Не бойся урона: И ты, человек, береги не кору, А корни и крону». А каким был в жизни большой поэт? Чем привлекал к себе слушателей?
- Честно признаюсь, он был моим учителем. Со студенческих лет я наблюдал за ним: как он ведет себя в обществе, на сцене, в президиуме? Мустай Карим был мудрым человеком. Он очень степенно и достойно вел себя в обществе. Его слова всегда ждали, к нему прислушивались. Его публичное выступление было событием - все в точку и к месту. Его слово влияло не только на читателей, но и на коллег, на власть. А как он читал свои стихи! Голос звучал красиво. Он умел написанное донести до душ и сердец своих слушателей. Как-то нас пригласило на встречу нижнекамское литобъединение «Жидегэн чишмэ». Я, представляя, башкирского гостя, немного пошутил: «Мостай - великое имя. По-русски это звучит как «мост» - мост дружбы между нашими народами и литературами. Есть в этом имени слог «тай», что значит «жеребенок». И этот образ подходит Мустаю Кариму, который до сих пор скачет как жеребенок. Еще слышится в его имени «оста», что значит «мастер». Стихи у Карима и впрямь ювелирные - жемчужина к жемчужине...» Реакция Мустая Карима на мои слова была мгновенной: «Да, Роберт, придется подсказать нашим ученым, пусть изучат мое имя основательно. С твоего разрешения, конечно...» Мустай ценил юмор и сам любил пошутить.

- Шел ли он наперекор власти? Общественному мнению?
- Помню такой случай. В годы перестройки некрасиво снимали первого секретаря Башкирского обкома партии Мидхата Шакирова. Он 20 лет руководил республикой. Прощаясь с ним, все его хаяли, критиковали. Один Мустай Карим вышел на трибуну и сказал добрые слова в адрес бывшего хозяина республики. Это поступок.

- Что отличало этого большого поэта от других?
- Мустай Карим знал свое место в обществе, народе, литературе, поэтому он никогда не мелочился. В последние годы у него был очень серьезный конфликт с народным поэтом Назаром Наджми. Неожиданно Наджми скончался. Прощаясь с ним, Карим выступил публично, так тепло, душевно, по-дружески сказал об ушедшем... Это многое говорит о нем как о человеке. Не каждый так может. Мои коллеги иногда критически высказывались в адрес Мустая Карима. У меня есть стихотворение на эту тему, посвященное ему. Суть его в том, что соловью все равно, на какой ветке сидеть, чтобы исполнять свои песни. 

- Какое влияние оказало творчество Мустая Карима на российскую и татарскую литературу?
- Современники знали и уважали Мустая Карима как классика. Со многими татарскими писателями он подружился еще на фронте, будучи военным корреспондентом. В круг его друзей входили Риза Ишмуратов, Хасан Туфан, Гариф Ахунов, Ринат Харис... Мустай Карим оставил нам целый мир. Он сам творил мифы и легенды, опираясь не только на башкирский и татарский фольклор, но и на мировую мифологию и античную философию.

- Как вы думаете, у него была счастливая судьба?
- Судьба - это характер. У Мустая Карима был и талант, и характер. Это большое дело. Характер - это отношение к жизни. У поэта есть стихотворение на эту тему, где он пишет (цитирую по памяти): «Я не знаю, повезло ли республике со мной, но мне крупно повезло с Башкортостаном».

- Врачи нас лечат, учителя учат, полицейские защищают. А в чем миссия поэтов в обществе?
- Роль поэта - вне времени. Между ним и читателем нет посредников. Книга стихов не вышла? Бог с ней. Талантливые стихи все равно дойдут до читателя. Миссия поэта в том, чтобы его стихи будоражили душу народа. Поэт - душа своей нации, предводитель народной души! Оружие поэта - слово! Обыкновенное слово! И это слово поэт превращает в чудо, которое безотказно воздействует на сердца и умы народа. Поэт и лечит, и учит, и воспитывает, и защищает, когда надо, и успокаивает, и поднимает...

Поэт - это еще и образ жизни. Стихи идут не от ума, а от сердца поэта. Сердце остановилось? Ну что же. Есть стихи, которые переживут и поэта, и его время... Об этом Мустай Карим в своих стихах сказал так:

Поэт, ты выше гор,
Поэт, ты ниже трав, 
Медлителен и скор -
Во всем всегда ты прав...
Ты времени порыв, 
Приторможен слегка, 
Покорен и строптив, 
Владыка и слуга...
...О время, я дитя
Твое - и сирота. 
Встревожен не шутя 
И плачу неспроста: 
Заключены во мне 
Весь мир и каждый миг. 
В закатной тишине 
Я истину постиг.