Хозяин изделия английского автопрома с удовольствием представился:
- Меня зовут Кристофер Блейк, я из Великобритании, на своей машине Austin-7 приехал сюда из Англии и пытаюсь сейчас проехать через всю Россию и оказаться в Японии. Там в сентябре 2019 года будет проходить чемпионат мира по регби. Начнется он в столице страны Токио 20 сентября. Что символично - матчем между сборными России и Японии. Надеюсь, к этому моменту я туда доберусь. В пути посещаю клубы регби в разных городах России, так что на самом деле мое путешествие - это автопробег дружбы. Потому что мы пытаемся соединить людей, которые увлекаются регби в Великобритании и России.
- Вы путешественник-одиночка?
- До Москвы мы доехали в таком составе: я, моя жена и наш 12-летний сын. Да-да, в этой маленькой машине нас вначале ехало трое! Ничего, поместились и довольно-таки комфортно. Но супруге с сыном из Москвы нужно было вернуться назад в Великобританию, и ко мне присоединился житель США Илья Злотников. Илья со мной будет ехать в течение двух недель, потом - смена экипажа. На замену Илье прилетит мой друг из Англии, и он тоже проедет со мной две недели. А на завершающем этапе меня будет сопровождать моя английская знакомая. И вот этот-то последний этап - до Владивостока - мы планируем завершить вместе с ней.
- Некоторые из них великолепны. Чем ближе к Москве, тем лучше дороги. Но по мере того, как мы продвигаемся на восток, а въезжали через Финляндию, дорога становится все более опасной.
- Путешествовать на такой игрушечной машине начала XX века, да еще через всю Россию… Кристофер, ну это же сумасшествие, хотя и в самом хорошем смысле слова!
- Нет, я считаю, что это не особо сумасшедшая идея. Это приключение, это челлендж в какой-то степени. И на самом деле отличный способ посмотреть страну. Ну полетел бы я на самолете: взлетел - приземлился, вот она, Япония, и обратно домой, на любимые Британские острова. Нет, моя машина неизменно привлекает большое внимание и множество людей. Взяв за основу разговор о машине, завязываешь какие-то другие разговоры и тогда начинаешь понимать, что на самом деле интересует и волнует людей той страны, где ты едешь, что они чувствуют и как живут.
- Кто вы по профессии?
- Сейчас я вышел на пенсию, до этого долгое время работал преподавателем физкультуры в школе, а затем преподавал в университете.
- Сколько вам лет?
- 68.
- Где вы живете в Англии?
- Я живу недалеко от городка, который называется Бат. Он находится на юго-западе Великобритании, это очень красивый, древний город, основанный еще римлянами в начале первого тысячелетия - в 43 году. Кстати, видите, на стене вашего Казанского кремля находится знак ЮНЕСКО? Что означает признание его мировым культурным наследием. Так вот, мой родной и любимый Бат полностью, всем городком, включен в эту сокровищницу ЮНЕСКО!
- На такой «архивной» машине, наверное, сложно ехать.
- Да, это очень тяжелая работа, подвеска тут еще та, да что говорить, ее практически и нет в нынешнем понимании этого агрегата. Но с другой стороны - если бы я путешествовал на современной машине, со мной так душевно никто бы не разговаривал.
- У вас нет опасений, что ваша уникальная машина вдруг сломается? Она выпуска 1937 года, запчасти на нее вряд ли найдутся...
- У меня в багажнике припасено много запчастей, я взял самые необходимые. И помимо этого, конечно, готовился к этому путешествию. Надеюсь, после всех ремонтных работ, которые я произвел в последние полтора года, она доедет. Кроме того, нас в
России поддерживает «Русский автомотоклуб», который предоставит услуги эвакуации, если это потребуется. А также я заручился поддержкой известной российской компании, предоставляющей услуги автосервиса. Еще одна российская юридическая компания готова в свою очередь предоставить свои услуги, если таковые будут нужны. Надеемся, благодаря этой помощи мы сможем доехать.
Кстати, загляните под капот моей «малышки». Именно так - «Бэби Остин», называют ее ласково поклонники этого автомобиля. Видите, вот этот небольшой, но надежный, как все английское, движок? Мощностью 15 лошадиных сил, он способен развивать скорость до 60 км/час. Да, немного, но мне хватает. Попутно отмечу, что моя машина Austin-7 модификации 1937 года, а вот когда эти «Остины» начали выпускать в 1922 году, мощность мотора у них поначалу была и вовсе всего 7 лошадиных сил!
- Как вам российские дороги?
- Некоторые из них великолепны. Чем ближе к Москве, тем лучше дороги. Но по мере того, как мы продвигаемся на восток, а въезжали через Финляндию, дорога становится все более опасной. Добавляет сложности и то, что, как мы с вами уже выяснили, подвеска здесь архаичная, каждую кочку чувствуешь всем телом. Так что если неудачно налетим на какую-нибудь небольшую выбоину, то в машине может что-то сломаться. Поэтому иногда приходится замедляться, чтобы не повредить автомобиль. Так что наша крейсерская скорость 60 км/час очень даже кстати.
- Что больше всего удивило в России?
- Встречи в пути. Случайные, казалось бы, но удивительные встречи с людьми. Это православный батюшка-француз (!), главный редактор «Новой газеты», бывший врач сборной России по регби. Машина становится катализатором для начала разговора.
- Где вы ночуете в пути?
- Останавливаемся в небольших отелях или у друзей моего спутника Ильи. К тому же у меня есть палатка и спальный мешок, так что проблем нет.
- Еду готовите сами?
- Нет, пока не приходилось, но есть все необходимое, чтобы приготовить дорожный обед.
- Если не секрет, во сколько обойдется ваше путешествие из Англии в Японию?
- «Остина» я купил пять лет назад. До этого у меня уже был автомобиль этой марки, но другой модификации, с твердой крышей. 4 тысячи фунтов стерлингов (около 320 тыс. руб. - В.Д.) ушло на то, чтобы привести «Остина» -малыша в достаточной степени хорошее состояние. По моим расчетам, на само путешествие вместе со стоимостью паромов уйдет еще около 5 тысяч фунтов стерлингов (около 400 тыс. руб. - В.Д.).
- Какой маршрут у вас впереди?
- У меня есть знакомые друзья в Красноярске, по регби, у них будет 10-летие со дня основания клуба. Постараемся приехать туда, когда у них будет торжество. Далее мы проедем вдоль озера Байкал, через Читу и на Владивосток, а там паромом до Японии.
- Как вам Казань?
- Из всех городов, которые пока мне довелось увидеть в России, Казань - один из самых красивых и необычных. Это касается не только зданий как таковых, но сама главная идея народов, которые здесь проживают, очень верная. Когда в сердце города, в Казанском кремле, ты видишь мусульманскую мечеть и рядом православный храм… Ну, ребята, это очень, очень символично для всего мира!
* * *
К словам англичанина стоит добавить, что переводчиком в нашем диалоге выступил его спутник - американец российского происхождения Илья Злотников. Вот что он рассказал:
- Я из города Портленда, это штат Орегон. Родился и вырос в России, но уже долгое время живу в США, а мои родители проживают в том же городе, где и Крис, - в Бате, там мы и познакомились. Первоначально спутниками Криса должны были быть другие. Один из них - директор похоронного дома. Во время беседы он оптимистично выразил надежду, что услуги его компании не понадобятся во время путешествия… И я понял: надо что-то делать! Надо помогать, ведь я из России! Поэтому взял билет и присоединился к Крису. Я для него стал и переводчиком, и штурманом.
В СМИ очень много дезинформации о России, ее людях да и о дорогах тоже. Причем не только в американской, европейской прессе, но и в российской! Но то, что мы видим своими глазами, опровергает это. Нас не пытаются подрезать на дороге, нахамить, как предупреждали некоторые. Наоборот! Российские водители нас пропускают, улыбаются и машут руками.