За час, который провела там корреспондент «КВ», сотрудники приняли несколько десятков звонков. Сообщения о выявленных фальшивых купюрах, передаваемые на 02 служащими банков и магазинов, чередовались с эмоциональными просьбами граждан защитить от сына, который бьет, оградить от сестры, которая забирает последние деньги...
Помощник оперативного дежурного Кристина Костеева беспристрастно выслушивает их, одновременно фиксируя подробности произошедшего и личные данные позвонившего. От быстроты ее пальчиков, бегающих по клавиатуре компьютера, зависит многое. Даже раскрываемость преступления! Чем раньше она передаст данные патрульным экипажам, тем больше шансов его раскрыть.
Например, позвонившая с Приволжского рынка женщина взволнованно поведала: только что вырвали кошелек у пенсионерки, покупавшей молоко. Отвечая на вопросы оператора, она пыталась описать убежавшего вора: мужчина крупного телосложения, черная куртка, без головного убора... Через пару минут на компьютер приходит сообщение, что патрульно-постовой экипаж уже выехал. Это забота радиооператора, который сидит в соседнем зале. Наблюдая на мониторе за экипажами, находящимися на городских улицах, он вызывает к месту происшествия ближайшую машину.
Автоматизированные рабочие места сотрудников - достижение последних двух лет, рассказывает начальник дежурной части УВД г. Казани Ринат Залялов. Еще в одном зале сотрудники день и ночь следят за ситуацией в городе через видеосистему. Сейчас в нашей столице установлено около 300 камер - благодаря им только в этом году удалось раскрыть 13 преступлений. Случалось и вычислить по приметам среди прохожих и обезвредить особо опасных преступников.
Надо заметить, что оперативности требуют не все звонки, поступающие на пульт. Задача дежурной части УВД - прием всей информации, поступающей по 02, и дальнейшее ее распределение по различным службам.
В последнее время, отмечает Залялов, стало меньше преступлений, связанных с кражами, – ломбарды работают напрямую с УВД и получают сведения о краденном товаре.
К счастью, до 70 процентов звонков не касаются происшествий. Зачастую это получение информации по телефонам УВД. Порой люди звонят по бытовым вопросам, например насчет пуска тепла. Бывает, что и от душевного одиночества... Операторы выслушивают все сообщения - это их обязанность.
- Запомнились ли какие-нибудь звонки? - интересуюсь у Кристины.
Она слегка задумывается и вспоминает такую историю. Позвонивший рассказал о том, что, проходя по улице, увидел в окне дома связанную девушку. Выехавшая на место происшествия бригада выяснила, что это труп. Что было дальше, Кристина не знает: отслеживать продолжение криминальных историй оператору недосуг.
- Звонков так много, - делится она, - что помнишь о них максимум пару дней.
Охотно ей верю: за сутки четыре-пять сотрудников дежурной части умудряются выслушать тысячу-другую абонентов.
Расслабиться во время напряженного дежурства удается лишь ночью, когда пик телефонной активности слегка спадает. В УВД есть место для отдыха, для принятия пищи: все-таки сотрудники работают здесь круглосуточно. Вздремнуть пару часов полезно и для организма, и для службы. За сутки и глаз, непрестанно смотрящий на монитор, «замыливается», и льющийся из телефонной трубки негатив утомляет.
- Хотя бывают очень приятные звонки, - улыбается Кристина. - Люди благодарят за информацию, поздравляют с праздниками...
Например, с сегодняшним - Днем милиции, который сотрудники УВД празднуют в последний раз.