1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

news_top_970_100

1.1. Состояние и основные проблемы туриндустрии в г.Казани

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10 процентов валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. Согласно оценкам экспертов, потенциал развития въездного и внутреннего туризма в России достаточно обширен. К примеру, по данным Комитета по туризму Правительства Москвы, 10% бюджета города формируется за счет доходов от туризма. Согласно результатам исследований, проведенных Комитетом экономического развития, с каждого потраченного туристами в г.Казани рубля 1,2 копейки поступает в местный бюджет, что составляет менее 1 % в доходной части бюджета города Казани. При исследовании учитывались показатели смежных отраслей - гостиничного хозяйства, транспорта, культуры, питания и др. Как свидетельствует опыт крупных зарубежных городов, инфраструктура туризма в целом и делового туризма в частности является эффективным инструментом в долгосрочной перспективе как фактор расширения базы городской экономики, то есть представляет собой инвестиции долгосрочного порядка. Данные проекты важны тем, что стимулируют развитие смежных отраслей и рост доходов в них, а также развитие территории в целом. Это связано в первую очередь с тем, что сфера услуг, как одна из активно развивающихся сфер предпринимательской деятельности, предоставляет занятым в ней лицам широкие возможности для увеличения своих доходов. Это в свою очередь позволяет ожидать увеличения одной из прибыльных статей бюджета города - налог на доходы физических лиц.

Казань - это один из крупных экономических, научных, культурных центров Российской Федерации. Гармонично сочетая в себе единение двух начал - Востока и Запада, город является местом проживания свыше 1,2 млн. человек более 100 национальностей. Этим обстоятельством в значительной степени объясняется многообразие конфессий и религиозных объединений на ее территории. Это и мусульмане, и христиане, и представители других национальностей. Здесь действуют 23 мечети, 16 православных храмов, лютеранская кирха, католическая часовня, иудейская синагога. В 2005 году возвращена на историческую родину Казанская икона Божьей Матери, наиболее почитаемая православными верующими. Неотъемлемой частью духовной жизни города стали различные татарские народные праздники «Сабантуй», «Науруз» и День города - 30 августа. Они отражает в себе и старинные обычаи, и новое лицо Казани. В целях развития духовно-просветительского, этнографического и паломнического туризма целесобразно создание в г.Казани паломнического центра и этнокультурного комплекса, знакомящего с культурой и бытом татарского народа.

С каждым годом развиваются и крепнут международные связи города. Сегодня г.Казань заявляет о себе как о городе, привлекательном и безопасным для мировой общественности, инвесторов и туристов. Неслучайно местом проведения в 2007 году мероприятий международного масштаба - заседания Европейского Банка реконструкции и развития, Международного симпозиума Организации Городов Всемирного наследия - стал город Казань. В настоящий момент Казань рассматривается как один из городов проведения в 2011 году Всемирной универсиады.

Казань имеет большой туристский потенциал. Эффективное его использование способно превратить туризм в одну из высокодоходных отраслей экономики города, привести к увеличению потока туристов и дополнительным доходам в бюджет города, повышению образовательного и культурного уровня населения, подготовке новых кадров в области туризма, развитию смежных отраслей.

В настоящее время посещаемость г.Казани туристами и экскурсантами неуклонно растет. В 2004 г. г.Казань посетили около 345 тыс. туристов и экскурсантов, в 2005 г. - 600 тыс. За первое полугодие 2006 года Казань посетили порядка 300 тыс. чел.

В г.Казани занимаются туристической деятельностью 220 турфирм, из них лишь около 20 оказывают услуги по организации въездного и внутреннего туризма. Среди них наиболее известны: «Итиль-Интурист», «Экскурс», «Бюро путешествий «Казань»», «Бюро путешествий «Столица»», «Спутник Транс-сервис Казань», «Персона Грата» и др. Разработаны 44 экскурсионные программы по г.Казани (обзорные автобусные, речные, пешеходные).

Туристские кадры в г.Казани готовят Казанский филиал Российской Международной академии туризма, Казанское представительство Московского государственного университета сервиса, Академия предпринимательства ТИСБИ, Институт экономики, управления и права. В 2006 году количество выпускников по туристическим специальностям вышеперечисленных вузов составило 96 человек. Постоянно на базе вузов и музеев города организуются курсы повышения квалификации для экскурсоводов. Комитетом внешних связей и туризма Исполнительного комитета г.Казани ежегодно проводятся специализированные конкурсы «Юный краевед» и «Юный экскурсовод». В настоящий момент официально зарегистрированной экскурсионной деятельностью занимаются 112 человек, из них работающих на языках - 58 чел; со знанием английского - 23 чел., французского - 10 чел., немецкого - 12 чел., татарского - 9 чел.

Проблемой является отсутствие координирующего органа по экскурсионной деятельности, который мог бы взять на себя функции по оказанию методической помощи новым кадрам в области туризма, повышению квалификации экскурсоводов, качества экскурсионного обслуживания прибывающих туристов.

Также необходимо отметить проблемы в развитии одного из направлений туризма - конноспортивного, рассматривая его как разновидность активного отдыха для туристов. К примеру, в конноспортивном клубе «Казань» в пос.Мирный постоянно проводятся тренировки, организуются занятия обучающий езде, иппотерапия. В тоже время предложения о приеме туристических групп и организации конных прогулок вынуждены отклоняться ввиду неразвитости инфраструктуры: отсутствия удобной подъездной дороги со стороны трассы «Казань - Б.Матюшино», гостиничного комплекса.

Работа по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма проведение мероприятий, способствующих развитию материальной базы туризма, туристской инфраструктуры и различных направлений туризма сами по себе не будут способствовать формированию имиджа г.Казани как крупного туристского центра и, как следствие, увеличению туристских потоков в г.Казань. Для этого необходимо развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению положительного имиджа г.Казани на российском и зарубежном рынках.

Казань ежегодно принимает участие в крупнейших международных туристических выставках, проводимых в России и за рубежом. В апреле 2006 г. Казань вступила в Координационный совет «Регионы России - Московское соглашение», что способствует более эффективному продвижению турпродукта г.Казани на российском и международных туристических рынках.

В 2006 году городу исполняется 1001 год. Привлечь туристов этой цифрой так же эффективно, как к бренду «1000» уже не представляется возможным. Возникает проблема поиска новых брендов. Ими могут быть и национальный праздник «Сабантуй», и уникальные международные фестивали оперы и балета, и особенное географическое положение на стыке Запада и Востока, и яркий пример конфессионального и межнационального мира, благополучия и согласия. К созданию брендов и формированию имиджа необходимо привлечь научных экспертов и специалистов известных рекламных агентств для проведения научных и маркетинговых исследований по изучению туристического потенциала г.Казани и определения способов его продвижения.

1.2. Состояние городской туристской инфраструктуры

1.2.1. Гостиничное хозяйство

На 10.01.2006 в г.Казани функционирует 37 гостиниц с общим количеством мест 3200. Из них 1 гостиница имеет категорию 5* («Мираж»), 3 гостиницы сертифицированы как 2-3*. Остальным гостиницам города не присвоена официальная категория. За первое полугодие 2006 года процент загрузки составил 52%. Планируется введение в эксплуатацию большого гостиничного комплекса «Корстон», который позволит увеличить количество комфортабельных номеров.

В г.Казани еще недостаточно развита инфраструктура гостинично-туристского комплекса, состояние ее не соответствует мировым стандартам в туризме. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц эконом-класса. В связи с этим необходимо расширять сеть низкобюджетных гостиниц, что будет способствовать дополнительному притоку туристов.

1.2.2. Транспортная инфраструктура и обслуживание

Казань является крупным транспортным железнодорожным, речным узлом. Международный аэропорт «Казань» располагает разветвленной маршрутной сетью полетов как в международных, так и во внутренних направлениях. Из аэропорта осуществляются регулярные рейсы 14 авиакомпаниями, в т.ч. «Татарстан», «Люфтганза», «Сибирь» и др., в 25 городов России, в 9 городов стран СНГ, 5 городов дальнего зарубежья. Через Казань проходят транспортные магистрали, которые имеют не только республиканское, но и федеральное значение.

Внутри города Казани экскурсионное обслуживание туристов осуществляют 117 автобусов. Если в 2004 году экскурсионное обслуживание туристов осуществлялось 28 автобусами туристского класса, то в настоящее время автопарк значительно расширился за счет приобретения автобусов марки «Хундай» к 1000-летию Казани и за счет частных перевозчиков.

Однако услуги по транспортному обслуживанию не доступны для туристов с ограниченным бюджетом, техническое состояние автобусов не всегда отвечает европейским стандартам. Еще одной проблемой городской инфраструктуры является отсутствие информационных щитов о городе Казани в речном порту и на ж.-д. вокзале.

1.2.3. Общественное питание и сувенирная продукция

На 10.01.2006 количество предприятий общественного питания составляло 1125 на 71841 посадочных мест, в том числе 573 предприятия открытой сети на 1842 посадочное место. В 2005 году в г.Казани открылось много различных кафе и ресторанов с национальной кухней народов мира. Однако туристические компании, работающие на внутреннем и въездном туризме, отмечают нехватку комбинатов быстрого и недорого обслуживания с большим количеством посадочных мест, расчитанных на групповой прием.

Также необходимо отметить увеличение торговых точек по продаже сувенирной продукции. В магазах появились уголки по продаже сувениров. На ул.Островского работает целый ряд сувенирных лавок, где ведется продажа изделий народных промыслов. Стоянка у сувенирных лавок включена в схему маршрута экскурсионных автобусов.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить ряд факторов, позитивно влияющих на развитие в г.Казани внутреннего и въездного туризма:

- выгодное географическое положение на берегу Волги на стыке Запада и Востока с развитой транспортной инфраструктурой;

- уникальность межконфессионального согласия и мирного добрососедства представителей более 100 национальностей, населяющих Казань, - как показатель безопасности пребывания туристов;

- богатый спектр памятников (759) истории и архитектуры. Самые древние относятся к XVI веку. Кроме того, около 4 тыс. зданий представляют историко-культурную ценность и создают уникальный архитектурно-градостроительный образ города. Ансамбль Казанского Кремля включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО;

- являясь столицей Республики Татарстан, городом огромного культурного, научного, экономического потенциала, Казань принимает большое количество выставок, конгрессов, спортивных соревнований, культурных мероприятий как республиканского, федерального, так и международного масштаба;

- Казань - столица самобытного народа и многонациональной республики. Неотъемлемой частью культурной жизни города являются татарские народные праздники «Сабантуй», «Науруз» и День города - 30 августа, отражающие старинные обычаи и национальный колорит;

- транспортная инфраструктура города делает его начальным и конечным пунктом туристических маршрутов по республике;

- увеличение количества гостиниц средней и высокой ценовой категории;

- наличие большого количества торгово-развлекательных центров;

- членство города в авторитетных международных организациях, город имеет более 30 городов - партнеров и - побратимов, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья;

- имеющийся потенциал для развития паломнического туризма;

- наличие вузов, занимающихся подготовкой профессиональных кадров для туриндустрии. В 2006 году количество выпускников по туристическим специальностям составило 96 человек;

- развитая сеть предприятий общественного питания. В ассортименте представлена кухня народов мира.

В рамках подготовки Программы было проведено анкетирование среди туристических компаний г.Казани, принимающих туристов, а также среди российских туристических агентств, принимавших участие в рекламно-информационном туре «Казань тысячелетняя», проведенном в апреле 2006 г. Предметом опроса было выявление проблем, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в г.Казани. Принимая во внимание ответы участников, учитывая результаты проводимых выездных совещаний и по итогам комплексного изучения рынка туристических услуг был определен ряд основных факторов негативного влияния на развитие въездного и внутреннего туризма:

- незначительность времени пребывания туристов в городе, сказывающаяся на затратах туриста и поступлениях в бюджет города;

- отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Казани как туристического центра;

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере туристкой деятельности на федеральном уровне;

- отсутствие единой системы статистической отчетности в области туризма, что не позволяет в полной мере определить стратегию развития вниутреннего и въездного туризма;

- отсутствие единого городского туристско-информационного центра, представляющего достоверную туристическую информацию о городе и координирующего предоставление услуг субъектами туриндустрии;

- недостаточность проведения рекламных мероприятий, направленных на продвижение турпродукта г.Казани на внутреннем и международном рынках туристских услуг;

- недостаточность низкобюджетных гостиниц для массового туризма, объектов общественного питания недорогого и быстрого обслуживания с большим количеством посадочных мест;

- низкий уровень сервиса на предприятиях смежных с туризмом отраслей;

- наличие рынка «серых» экскурсоводов, снижающих качество экскурсионного обслуживания;

- C-G8! &?><8=05<, GB> ?> A@540< B5?5@L 2KE>48B =><5@ 3075BK, ?>;=>ABLN ?>A2OI5==K9 4>:C<5=B0<, ?>AB0=>2;5=8O< 8 @5H5=8O<.8.L.89171;0@AK» - ;845@K A1>@=>9, A1>@=0O - ;845@ 2 52@>BC@5.p#5@0 2 070=8 ?>1K20;8 16 =5>1KG=KE BC@8AB>2, :>B>@K5 2>B C65 ?>;3>40 ?CB5H5AB2CNB ?> @07=K< AB@0=0< <8@0 2 02B><>18;L=KE B@59;5@0E.$.> #?: =0H 4>< 2K18@0; C?@02;ONICN :><?0=8N7>=58:.aA ?:064>< @09>=5 3>@>40 5ABL ?0@:, 345 >B4KE05B =5 B>;L:> B5;>, => 8 4CH0 8 345 >ICI05BAO 548=5=85 A ?@8@>4>9.  5A;8 2 8@>2A:>< @09>=5 MB> ?0@: 5B@>20, 2 >A:>2A:>< - <>B>@>AB@>8B5;59, B> 2 0E8B>2A:>< B0:>2K< ?> ?@02C <>6=> AG8B0BL O4A:>9 A048:.2K<...5 A?2B@0 >68405BAO ?>E>;>40=85!0?o ?;=8O C40@8;0 2 «%>@@8OB». «#@10=8O» =5 ?>AB@040;0A!?5@0 <=>385 G8B0B5;8 72>=8;8 2 @540:F8N A 2>?@>A><: =5 70;LNB ;8 =0H A;02=K9 3>@>4 >A5==85 4>648, :0: MB> A;CG8;>AL 2 >A:25?

news_right_column_240_400