На этот вопрос мы попросили ответить врача-педиатра Мадину ЛАТЫПОВУ:
- Мне всегда отрадно, когда родители, бабушки заботятся о развитии своего ребенка. Ведь то, что вы заложите в дошкольном возрасте, определит всю его дальнейшую жизнь.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает механическая память, которая дана им от природы, но не у всех она хорошо развита. Но и родители тех детей, чья память кажется им очень хорошей, должны помнить, что по мере взросления ребенка она утрачивает свои возможности и сменяется другой - логической, и вот эту память надо тренировать всем детям без исключения с первого года жизни.
Первый шаг, с которого можно начать, - посетить детского врача-невропатолога, который выяснит, нет ли у малыша каких-либо психических отклонений, неврологических заболеваний, являющихся причиной неважной памяти. В данном случае искать надо первопричину. В детском возрасте эти заболевания хорошо лечатся, но не проходят сами собой, как думают некоторые родители.
Дети старшего дошкольного возраста легче запоминают материал, когда видят связь между предметами и явлениями, младшие - только если вызвать у них интерес. Поэтому память у них лучше развивать в игровой форме, при которой даже трехлетние малыши способны осмысленно запоминать различную информацию. С помощью игр развиваются и закрепляются не только память, но и речь и воображение. Приведем примеры таких игр.
Попросите ребенка описать какую-либо вещь, например игрушечного медвежонка. Какого он цвета? Мягкий или твердый? Из чего сделан? В каких известных ему сказках или стихах он упоминается? Другой вариант: спрячьте хорошо знакомый малышу предмет и опишите его так, чтобы ребенок сам отгадал, о чем идет речь. Сначала можно предоставить ему сколько угодно времени для отгадывания, но в дальнейшем дело должно идти быстрее. Детям более старшего возраста для тренировки памяти можно предложить несложные загадки.
Помощь родителям в данном случае окажет специальная литература, в которой содержатся методики и упражнения, развивающие у ребенка дошкольного возраста воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание.
Имеет значение и правильное питание: полезны для памяти крупы, овощи, рыба, злаковые и бобовые культуры, рыбий жир и некоторые растительные масла - подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки. Сладости, вопреки устоявшемуся мнению, способствуют всплеску памяти только на очень короткий период. Давайте ребенку витаминные комплексы, содержащие цинк, селен.
Следите также, чтобы у вашего чада не было нервного перенапряжения - это плохо отражается на памяти.
И еще один момент: играя в развивающие игры, обязательно хвалите малыша - его маленькие успехи ни в коем случае не должны оставаться незамеченными.
Подготовила Светлана ГОРДЕЕВА.