Недавно в Казани была проведена научная конференция «Мусульманские памятники и святые места в Казани и в Татарстане», организованная Духовным управлением мусульман РТ и Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ при участии Татарского государственного гуманитарного института. Одним из центральных было выступление известного историка-археолога, проректора ТГГИ по научной работе, руководителя Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции АН РТ Альберта Бурханова, посвященное истории Кабанского городища.
- Скажите, Альберт Ахметжанович, насколько древней является история Кабанского городища?
- Территория поселения освоена человеком, скорее всего, еще в эпоху позднего неолита - ранней бронзы (четыре-три тысячи лет до н. э.), что, в частности, подтверждается находками двух кремниевых скребков. Это место было удобно для заселения охотниками и рыболовами и является одним из древнейших участков Казани.
Территория Кабанского городища зафиксирована русскими источниками еще в середине XVII века, когда на этом месте казанский митрополит Лаврентий II (1657 - 1672 гг.) основал Воскресенский (Ново-Иерусалимский) монастырь. А подлинного расцвета мужской монастырь достиг при митрополите Вениамине (после 1775 года), который добился у Екатерины II получения денег на строительство здесь загородного архиерейского дома.
После революции 1917 года территория монастыря была частично отдана под селекционную станцию, а хозяйственные постройки монахов и здание храма Воскресения Христова - под жилые помещения. В начале 90-х годов селекционная станция Казанского научно-исследовательского института была преобразована в НПО «Нива Татарстана» - ныне НИИСХ.
- Насколько мне известно, наиболее богатым на археологические изыскания был 1997 год. Проводились ли таковые на территории Кабанского городища?
- Конечно. В 1997 году казанский отряд ЗКИАЭ Института истории Академии наук Татарстана проводил крупномасштабные историко-топографические исследования на территории Кабанского городища на высоком выступе гористого берега озера Средний Кабан. Среди находок нами отмечены фрагменты керамической посуды и изделий, характеризующихся традициями поздней Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, квадратные кирпичи (23х23х6 см), имеющие широкие аналогии среди материалов в золотоордынских городах XIII - XIV вв., а также несколько мусульманских надгробных плит. Особый интерес представляет джучидская серебряная монета, отчеканенная в 1420 году в Болгаре от имени Борака (Мухаммеда). Среди российских монет встречены медные - Екатерины II и Николая I. Особый интерес вызвал склеп с захоронением мужчины возраста 40 - 50 лет, найденный под одним из снесенных ныне сараев близ Воскресенской церкви. Возможно, что найденный нами в 1997 году склеп связан с остатками правителя Булгара Хасана, который, вероятно, умер в Казани в последней четверти XIV века.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о знаменитых могильных плитах, найденных на территории Архиерейской дачи.
- Среди исследователей и любителей древности территория Кабанского поселения давно известна как резиденция булгаро-татарских правителей и место нахождения здесь средневекового мусульманского кладбища. Это подтверждается, в частности, тремя надгробными мусульманскими плитами, выпрошенными у местного настоятеля и описанными Шигабутдином Марджани в его труде «Мустафад эль-ахбар ахвали Казан вэ Булгар». До наших дней сохранились лишь две плиты, датируемые специалистами, предположительно, концом XIII века и 1297 годом и широко известные в научной литературе.
Так, Ш.Марджани сообщает: «При начале озера (Кабан), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий (казанский епископ) остановил рабочих, и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости». С.М.Шпилевский сообщает следующее: «...В Воскресенском монастыре имеются два надгробных камня с арабскими надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой - в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни, возле последнего камня лежит осколок такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда молиться».
На одном из упомянутых камней вырезана мусульманская эпитафия с именем женщины по имени Алтын Бертек и с датой «696-м, 8-й день месяца зульхиджа», что соответствует 27 сентября 1297 года. На сегодня это древнейший письменный документ, относящийся к Казани.
Второй камень, к сожалению, с неразборчивой датой, но, очевидно, почти современный первому, очень больших размеров, имеет красивую каллиграфическую надпись с пышными эпитетами в адрес погребенного «повелителя великого чтимого победоносного гордости рода и веры Хасан-бека Мир-Махмуда». Эти плиты, к счастью, сохранились и ныне находятся в музее Габдуллы Тукая и Национальном музее РТ.
- Каковы перспективы Кабанского городища на ближайшее будущее?
- Во-первых, необходимо продолжать там стационарные раскопки. Во-вторых, целесообразно сохранить территорию за НИИСХ, но при этом попросить Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ и Министерство культуры РТ обязать институт и органы охраны памятников навести на территории былого средневекового поселения надлежащий порядок. В зоне средневекового кладбища и заброшенной территории провести санитарные работы, оградить территории и создать здесь парк дружбы и согласия между народами и культурами Татарстана, посадив декоративные растения. Пустующие здания необходимо отреставрировать и превратить в музей истории и культуры Татарстана, возвратив из других мест находки и надгробия.
В целом же было бы целесообразно на этой территории организовать заповедник-музей природы и истории Татарстана под открытым небом. Надеюсь, такой заповедник будет в самые ближайшие годы...
Беседовал Леонид ДЕВЯТЫХ.