Александр СЛАДКОВСКИЙ: Публика не бурьян, который растет сам по себе

Несколько международных фестивалей, успешные гастроли, концерты при полных аншлагах - этим запомнился год ушедший музыкантам Государственного симфонического оркестра РТ и казанским меломанам.

news_top_970_100
Не случайно художественный руководитель оркестра Александр СЛАДКОВСКИЙ стал обладателем престижной премии имени Олега Янковского в номинации «За творческое открытие» за развитие оркестра. - Александр Витальевич, вы возглавляете оркестр два с половиной года. Как за это время изменилась казанская публика, которая приходит на концерты симфонического оркестра? - Изменения произошли колоссальные. Впервые я выступил с этим оркестром в 2009 году. На том концерте присутствовала, наверное, четверть зала. Я ужаснулся. Когда на сцене целый оркестр, а в зале сидит примерно столько же людей, сколько оркестрантов, - это очень неприятное чувство...

- Вам до этого не приходилось выступать в полупустых залах?
- Такое бывало, но при совершенно других обстоятельствах. Я тогда работал в Санкт-Петербурге. Нередко там высаживался настоящий десант начинающих музыкантов из Кореи - скрипачей, виолончелистов, с которыми мы выступали. Середина лета - мертвый сезон для артистов, и эти концерты изначально были обречены на пустые залы. Но музыкантам было все равно, при каких залах играть, - главное, после этих концертов они в своем резюме могли написать, что выступали в Санкт-Петербурге... Так что такие случаи были в практике, но запланированные. В Казани ситуация сложилась иная. Однажды София Губайдулина сказала, что публику формируют дирижер и оркестр. Публика не бурьян, который растет сам по себе, ее надо точно так же воспитывать, как и оркестр. Я понимал, что оркестр на тот момент был слабый и на его концерты зрителей собрать очень сложно. Это было абсолютно объективно, и я относился к такому факту достаточно спокойно и философски. Чтобы изменить ситуацию, надо что-то делать. И мы начали делать. Что вызвало гигантское сопротивление со стороны очень многих музыкантов. Но сейчас у нас на каждом концерте аншлаг. Зрители сидят и на хоровых балконах, и на приставных стульях, бывает даже, что мы ставим несколько рядов стульев прямо на сцене. - Как удалось переломить ситуацию? - Только благодаря работе сразу по нескольким направлениям: радикальная перемена по отношению к работе самих музыкантов и изменение менталитета целого коллектива. Это было самое сложное. Нам удалось повысить престиж профессии оркестрового музыканта. Несмотря на всю ту критику, которая обрушивалась на мою голову в первое время, мы доказали, что без достойной оплаты творческого труда музыканта не может быть высокопрофессионального оркестра. Мы обозначили планку, и вслед за симфоническим оркестром грант получил оперный театр. У оркестра La Primavera тоже зарплата поднялась до уровня музыкантов госоркестра. Это очень важный момент и большое достижение.Как следствие, коллектив поднялся на новый профессиональный уровень. А когда оркестр играет качественно, не стыдно приглашать мировых звезд, которые с удовольствием приезжают к нам. К тому же благодаря гранту Президента Татарстана мы имеем возможность соответственно им платить. Очень важный и знаковый для нас проект - запись альбома «Антология музыки композиторов Татарстана». В январе в Казани мы представим этот альбом, состоящий из нескольких дисков.

- Большой интерес и резонанс вызвали концерты оркестра на предприятиях, прямо в цехах, аудиториях вузов, на крыше отеля, других открытых площадках - в кремле, у Дворца земледельцев...
- Да, это еще одно новое и очень значимое направление нашей деятельности. Мы сами осознанно идем навстречу публике. Помимо этого, на наших благотворительных концертах за минувшее время побывали тысячи детей, студентов, пенсионеров, инвалидов... Вся эта системная, конструктивная работа в тесном сотрудничестве с Министерством культуры РТ и при личной поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова привела к тому результату, который мы сейчас имеем.

news_right_column_240_400