Александр Славутский: Надеюсь, в Год культуры Качаловский театр удастся достроить

Реконструкция Качаловского театра, закончить которую планировалось год назад, отложена на неопределенный срок.

news_top_970_100
ИСТОРИЯ ВОПРОСА. К ноябрю 2011 года, когда начался заключительный этап реконструкции, вялотекущий ремонт здесь длился около 20 лет. Из-за недостатка финансирования процесс постоянно прерывался. В результате один из старейших театров страны оказался практически в аварийном состоянии: протекала крыша, отваливалась штукатурка, сценическое оборудование находилось в плачевном состоянии.Решение о завершении масштабной реконструкции было принято в год 220-летия театра. В первую очередь планировалось укрепить сцену и перекрытия, обновить зрительный зал и сценическое оборудование, а также возвести пристрой, где разместился бы репетиционный зал, склады для декораций, новые гримерки для артистов, производственные цеха и музейный блок. Сроком окончания реконструкции называли и 30 августа 2013 года, но завершить «стройку века», возможно, удастся только к этой осени.КОММЕНТАРИЙ. - Два месяца назад стройка приостановилась из-за проблем с финансированием последних этапов, - поясняет директор и художественный руководитель театра Александр Славутский. - Все, что удалось сделать, на данный момент стоит, покрывается пылью. Это, безусловно, лишь временный простой, ведь у нас есть надежные гарантии со стороны государства. Я благодарен нашему президенту за то, что он помог начать эту реконструкцию. И убежден, он поможет ее закончить.

- Александр Яковлевич, можете назвать хотя бы примерные сроки окончания работ?
- Если бы у нас было необходимое финансирование, хватило бы и пары месяцев, чтобы завершить стройку. Но денег пока нет, потому говорить о конкретных сроках рановато. Только на перевозку оборудования уходит месяца три, потом еще два - на его установку. Могу точно сказать одно: на данный момент реконструкция театра подходит к концу. Осталась примерно одна пятая часть от того, что уже сделано. Думаю, зрителю осталось ждать недолго. Надеюсь, в Год культуры русский театр в столице Татарстана удастся достроить.

- Что же увидит зритель, переступив порог обновленного Качаловского театра?
- Для начала надо вспомнить, каким было здание театра до реконструкции. А было оно в жутком состоянии: протекала крыша, в театре отсутствовали люстры - зал освещался только бра, не было нормальных кресел для зрителей. Сцена была подгнившая, косая. Все было старое, развалившееся. Теперь это в прошлом. Закуплено современное техническое оснащение: электромеханические лебедки, опускающаяся оркестровая яма с плунжерными подъемниками, барабанный круг. Технически многое переоборудовано - то, что постороннему глазу незаметно.Зритель увидит плоды реконструкции уже на входе: например, ступени гранитные, а не бетонные, как раньше, кованые перила. На полу теперь паркетное покрытие, коридоры освещают большие люстры, бра, светильники, в зал ведут новые дубовые двери. Внутри мы пытались придать облику театра некое стилистическое единство - из-за множества перестроек оно просто-напросто отсутствовало. Ну и полностью обновленная сцена и зрительный зал.- Правда, что зрительские кресла заказывали во Франции?- Хотели заказать, но цены оказались слишком высокими, а бюджет наш сильно ограничен. Поэтому мы собрали в Казани свои кресла по подобию французских. Получилось так же хорошо, только дешевле. Те были буковые, а наши из дуба. В дополнительном здании расположились комфортные гримкомнаты для артистов, где есть горячая и холодная вода, туалет, душ. Кроме того, появились новые столярный и декоративный цеха - пока, к сожалению, недоделанные. - Почему столько раз приходилось переносить сроки? Только ли из-за недостатка финансирования?

- Реконструкция - необычайно масштабный и трудоемкий процесс. Известно, что реконструировать существующее здание гораздо сложнее, нежели построить новое. Очень часто возникали форс-мажорные ситуации. Так, нашего генподрядчика полтора года не пускали в соседний двор для установки крана, чтобы построить один из блоков театра. А этот блок, в том числе, поддерживает коробку сцены: без него она просто рухнет. Подобных проволочек было очень много. Кроме того, многие наши пожелания просто не были учтены застройщиком на стадии проектирования. Позднее, естественно, выяснялось, что это не просто наши, как они выражались, «хотелки», а необходимые элементы конструкции театра, без которых он не сможет нормально функционировать. Никаких излишеств мы не просили, все получилось достаточно аскетично. Конечно, основное удовольствие зритель получает от действия на сцене, от спектакля, но обстановка вокруг должна соответствовать. - Чем собираетесь удивить зрителя на обновленной сцене? - Рассчитываем наконец провести Качаловский фестиваль. В прежнее помещение привозить серьезные крупные театры было неловко. Если говорить о премьерах, они будут обязательно. Скоро начнутся репетиции спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, думаем также о Гоголе и Метерлинке.

news_right_column_240_400