К этой дате приурочены творческие встречи с писателями, презентации новых книг, литературного журнала «Аргамак. Татарстан», которому исполняется 10 лет.
Первым значимым событием юбилейного года стал выход в свет книги «Трилогия non-fiction» Александра Воронина - председателя Казанского представительства Союза российских писателей, члена Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов Татарстана.
Литература - искусство слова, но язык в поэзии не главное
- Мы не планируем грандиозных юбилейных торжеств, вместо этого решили провести в течение года ряд вечеров, посвященных нашим круглым датам. И в Год театра, конечно, стартовали премьерой. В моей пьесе «Присутствие» главную роль исполнил давний друг и сокурсник по театральному училищу заслуженный артист России и народный артист РТ Александр Купцов. В день рождения Высоцкого (он совпал с 260-летием Роберта Бернса) в Елабуге, в Библиотеке Серебряного века, прошел трехчасовой поэтический марафон, выступили казанские, елабужские и челнинские члены Союза российских писателей, а также Тина Кошкина из Красноярска. Всемирному дню поэзии посвящался межрегиональный фестиваль «Рукопожатие пяти республик» в Доме дружбы народов Татарстана. Наконец, в Доме-музее Василия Аксенова состоялся вечер документальной прозы: я представил свою трилогию, а Александр Аввакумов - новый роман «Кара небесная».
- Об этой книге недавно он рассказал читателям «КВ». А что вы можете сказать о своей трилогии?
- В нее вошли повести о Рустеме Кутуе, Диасе Валееве и Виле Мустафине - наиболее ярких казанских писателях рубежа веков. Они начинали свой путь в литературе в 50-е годы. И покинули этот мир один за другим: в сентябре 2009-го ушел Виль Мустафин, в январе 2010 года не стало Рустема Кутуя, в октябре - Диаса... Их многое связывало в жизни - КГУ, ЛИТО, общие друзья. Все трое писали на русском языке, но считали себя татарскими писателями. И в этом хотелось разобраться. Я считаю, что литература как искусство вообще имеет дело с художественным образом. Язык же, слова и буковки - лишь инструмент, краски на палитре, отдельные ноты, из которых создается произведение.
Искусство не имеет национальности. Набоков на английском начал говорить раньше, чем на русском. И в США его считают американским писателем. Румыны гордятся Эженом Ионеско, хотя абсурдистские пьесы тот писал по-французски. Кстати, французский язык и для Пушкина был родным, «солнце русской поэзии» написал на нем немало стихов. Казанский поэт, наш современник, член Союза российских писателей Нияз Ахмеров недавно перевел Пушкина с французского на русский. И неплохо, считаю, с этим справился.
- Значит, не зря говорят, что основным оплотом языка является не литература, а театр?
- Театр - совсем другая история, актер работает со звучащим словом. Когда я иду в татарский театр, беру наушники, чтобы слушать переводчика, но уже через пять минут забываю о синхронном переводе и отлично понимаю, о чем идет речь. А в Казанском ТЮЗе, где я начинал, спектакль про Ван Гога, номинированный на «Золотую маску», играется вообще без слов...
Вклад в культуру - вклад в будущие поколения
- В этом году журналу «Аргамак» 10 лет - это много или мало?
- В наше время продержаться столько - это уже подвиг! Тиражи печатных изданий падают, читатели и чиновники все больше предпочитают электронные СМИ. И невозможно объяснить властям простую вещь: на гаджетах можно читать техническую литературу, прикладные тексты, но художественному слову необходима фиксация на бумаге. Литература, искусство и культура - это не сфера услуг, а обращение к потомкам. Если мы вообще хотим, чтобы после нас жили будущие поколения.
- И каково сейчас живется литературным журналам?
- Литературная жизнь смещается в провинцию. Столичные журналы слишком заняты патриотическими баталиями, либеральными склоками, и в этой борьбе москвичи не замечают, что за МКАД давно другая Россия. Издания хорошего качества стали появляться в регионах - можно назвать калининградские «Берега», красноярский «День и ночь», созданный нашим земляком Романом Солнцевым. За десять лет и наш «Аргамак» вошел в число самых узнаваемых литературных журналов, несмотря на то что выходит раз в полгода, хотя создавался как ежеквартальный. Редакция просто задыхается от избытка материалов, но пока не получается убедить учредителей, как для литературного журнала это важно.
- Писатель - сегодня это престижная профессия?
- Этот вопрос обсуждался еще в 2013 году на Российском литературном собрании. Тогда писатели смогли донести до Президента простую мысль: в нашей стране, по сути, нет такой профессии - писатель. «Литературный работник» вообще не входит в официальный перечень профессий Российской Федерации. Когда Владимир Путин об этом узнал, то был очень удивлен: «Как нет такой профессии?» По его поручению в Думе подготовили законопроект о свободных творческих профессиях, таких как писатели, художники, композиторы. В 2014 году Президент РФ утвердил Основы государственной культурной политики. И на их основе, как нам объяснили, должны были принять тот самый закон... Он до сих пор так и не принят. Казалось бы, все понимают, что профессиональный поэт как любой нормальный гражданин, даже лежа дома на диване, трудится на благо Отчизны. Но почему-то не имеет права, заболев, получить листок нетрудоспособности. Трудовой стаж ему не идет к пенсии. Поэтому приходится поэтам работать журналистами, преподавателями, дворниками.
Страна без своей литературы, без национальной музыки, без культурного кода, а самое главное, без культурного развития обречена. При этом вложения в культуру не такие затратные, ведь творцов у нас в сотни раз меньше, чем госслужащих. Да и таких заоблачных вознаграждений поэты не ждут, была бы возможность просто жить на гонорары.
Культура должна стать приоритетом государства
- Развитые страны в образование и культуру вкладывают огромные средства, не как у нас. И никто не требует немедленной отдачи, у нас же до сих пор музеи заставляют зарабатывать! И образование разрушают. Потому что никому в мире не нужна мощная процветающая Россия. В этом я англосаксов очень даже понимаю, они будут последовательно уничтожать нашу страну нашими же руками.
- Как быть, если деньги на культуру, образование всегда выделяются по остаточному принципу и их всегда не хватает?
- На самом деле все просто. Можно говорить правильные слова, дескать, стране нужны образованные, культурные люди. Но когда педагоги получают копейки, отношение к ним в обществе соответствующее. В Индии, Иране, Египте зарплата педагога в школе, преподавателя в университете раз в десять выше средней зарплаты по стране. Там никому не надо объяснять, зачем нужно образование. Любой мальчишка из глухой иранской деревни знает: будешь хорошо учиться - бесплатно поступишь в университет. Окончишь вуз с отличием - реально получить грант на обучение в любом университете мира. Приоритеты государства там никому не надо объяснять, у нас же охранник сегодня порой получает больше учителя.
Подвести всех под один голливудский стандарт просто
- Что делать, чтобы изменить ситуацию, сложившуюся у нас?
- Надо вспоминать опыт Советского Союза, какие в те времена были дворцы культуры. И они не пустовали. Там с утра до вечера кипела жизнь: десятки разных творческих коллективов, самодеятельных кружков, секций и для детей, и для подростков, и для взрослых.
Я вырос в Самаре и ходил в Дом культуры. С пятого класса сознательно распланировал каждую свою неделю: два дня у меня была спортивная секция, два дня - театральная студия и два дня - станция технического творчества, где мы осваивали кинодело, снимали немые игровые фильмы. И все это было абсолютно бесплатно. Увы, тот Дом культуры уже лет пять закрыт. Там собирались сделать ремонт, но все замерло. Вот показатель отношения к культуре.
- В Татарстане открываются клубы, но там порой не хватает педагогов, руководителей кружков...
- Проблемы начинаются не от нехватки кадров. Главное, чтобы люди пошли в дома культуры сами. Нужно время, чтобы туда протоптали дорожку. Найдутся и энтузиасты, которые будут делать спектакли, концерты, выставки. Такая самодеятельность в самом хорошем смысле этого слова - отличный шанс проявить себя в разных сферах, понять, что тебе интересно, а что нет, какие способности надо развивать. Ребенку надо дать возможность все попробовать и самому решить, к чему лежит душа.
Главное в культуре - многообразие форм, многообразие языков. Подвести всех под один голливудский стандарт просто. Когда люди одинаково говорят, одинаково думают, одинаково одеты, одинаково причесаны... ими удобнее манипулировать.
А мы все изначально разные. И Богу угодно, чтобы все мы были не похожи друг на друга. Посмотрите, даже на одном дереве нет ни одного одинакового листочка! Каждый человек неповторим. И принцип развития общества - именно в сохранении уникальности каждого человека, любого народа, разных цивилизаций. В этом главный замысел Вселенной.