Алексей Зильбер: Мы пришли на пепелище и понимали: мы поднимем этот театр!

news_top_970_100

Как можно бросить школу в старших классах, но добиться успеха на профессиональном поприще? Может ли человек бояться сцены, при этом выходить на нее вновь и вновь? Почему костюм на экзамене - это к успеху? Почему актеру важно верить режиссеру? Отчего человек начинает записывать свои мысли на бумаге?

Фото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа

Об этом и многом другом корреспонденту «КВ» рассказал актер Казанского ТЮЗа, заслуженный артист РТ Алексей Зильбер.

Парадоксальный путь к сцене

- Кем вы мечтали стать в детстве?
- Как и все дети Советского Союза, я мечтал стать космонавтом, пожарным и особенно милиционером. Наверное, дело в том, что мой отец был юристом, а брат работал в милиции. Выбор актерской стези стал совершенно случайным и неожиданным. Я был зажатым и стеснительным мальчиком, который боялся передать деньги за проезд в троллейбусе и едва не падал в обморок, если вызывали к школьной доске. Честно скажу, для меня до сих пор каждый выход на сцену связан с преодолением себя. Мне всегда страшно, но, только выйдя на сцену, чувствую себя легко и свободно. Такой вот удивительный парадокс.

- Как же стеснительный мальчик стал актером?
- В школе я не дружил с точными науками, меня тянуло в область, так сказать, художественных изысканий. Моя мама преподавала фортепиано в музыкальной школе, мечтала, чтобы я стал пианистом. А я, как любой пацан, хотел играть на гитаре. Важно уточнить, что при этом был просто ужасным лентяем, который умудрялся плевать на все вокруг, включая общеобразовательную и музыкальную школы. На дворе стояла горбачевская перестройка, в каждой школе появлялись свои рок-группы. В одной из таких стал играть и я, мы выступали на школьных дискотеках.

- Это все еще довольно далеко от театральной сцены…
- Мой одноклассник Алексей Калиничев увлекся театральной режиссурой, стал посещать в качестве вольного слушателя Казанский институт культуры. Однажды он пригласил меня на показ этюдов. Стыдно признаться, но тогда я вообще не понял, о чем он. Думал, что этюды рисуют художники. В итоге пришел и был сражен тем, как ребята показывали ожившие картины. А спустя некоторое время Алексей мне и говорит: «Я поступил в театральное училище, там еще идет набор, попробуй и ты».

- Трудно было пройти вступительные испытания?
- Ни для кого не секрет, что в театральных училищах всегда недобор мальчишек. Наверное, это мне помогло. Комиссию я сразил тем, что пришел в костюме и галстуке, в то время как большинство пацанов явились в спортивном трико. Педагоги спросили, в какой я школе учился, и были в восторге, услышав, что в 39-й. Я даже договорить не успел, что так и не доучился, потому что бросил. Затем сообщил, учился в Музыкальной школе №1 им. Чайковского, которую, кстати, тоже бросил. В общем, мне кажется, басню в моем исполнении не особенно внимательно слушали. Родители были в шоке, как и я. Потом у нас родилась шутка: «В семье не без актера».

Над каждой ролью нужно работать

- Расскажите, как начинался ваш творческий путь на профессиональной сцене.
- Нас с курса взяли сразу восемь человек, за что огромная благодарность художественному руководителю Владимиру Фейгину. Труппа тогда нуждалась в новой крови - самому молодому актеру было 35 лет, а ведь они продолжали играть принцев в сказках. ТЮЗ тогда совсем недавно пережил пожар. У нас был невероятный подъем и внутренний кайф от того, что мы приходим на пепелище и понимаем: мы сделаем этот театр, мы его поднимем! Он с нами станет живым, его отстроят, придет режиссер... И вот проходит 28 лет, здание театра на реконструкции. Мы снова ездим в «газели» на выездные спектакли, как тогда, когда нам было по 20.

- Порой приходится слышать мнение, будто актер - несложная профессия.
- Со стороны может показаться, что актер - это просто человек, который красиво произносит текст. Наверное, есть и такие актеры, если они не умеют тронуть твою душу. Конечно, мне доводилось играть в совершенно разнообразных спектаклях. Были так называемые спектакли легкого жанра, проще говоря, комедии. И откровенно говоря, в них нужно уметь хорошо кривляться. А есть и глубокие серьезные спектакли. Но в каждом жанре есть вещи, которые трогают человека, над каждой ролью нужно работать.

- Какую роль вы бы назвали своей любимой?
- Пожалуй, это роль Джеффа в спектакле «Вкус меда», поставленном Владимиром Чигишевым. Думаю, дело в том, что я сам целиком придумал этот образ, за что очень благодарен режиссеру. Пьеса Шейлы Дилени популярна, ее ставят по всему миру, но для меня было важно показать героя так, как я его вижу. Мой Джефф получился в хорошем смысле странным, человеком не от мира сего. Он не дурак, а очень любящий человек, готов носить на руках несчастную главную героиню, которая при этом говорит, что он для нее как собака. А ведь она сама очень страдала от того, что не знала своего отца, которого мать называла сумасшедшим. И когда у меня в голове сложилась эта кармическая связь, роль будто выстрелила сама по себе. Потрясающий опыт.

- Недавно в вашем театре прошла премьера…
- Да, мы поставили спектакль «Слушай мои позывные» по прозе Геннадия Паушкина, уроженца Казани. Режиссером стала Людмила Исмайлова из Омска, автором инсценировки - Лейсан Фаизова. К своему стыду, я не знал, кто такой Паушкин. Честное слово, мне было обидно за себя. Я даже спросил своего отца: «Папа, ты знаешь, кто такой Паушкин?» Он ответил: «Да, конечно». Я задумался: как же так? Может быть, это произошло потому, что я не очень серьезно относился к учебе в школе. А ведь Геннадий Паушкин - действительно герой. Он был удивительным человеком, прошел Великую Отечественную войну от начала до конца и даже начал с финской войны. Сколько я читал воспоминаний о нем, все говорили о его доброй душе. Пройдя ужасы войны, он остался светлым и добрым человеком, помогал людям и не озлобился. Я не понимаю, как это возможно. Его проза пропитана любовью к жизни. Он умудрялся замечать красоту вокруг: паучка или летящего шмеля.

- Что вам ближе - классика или современная драматургия?
- Мне очень нравится театр, когда он разный. Я считаю, что большое достоинство нашего Казанского ТЮЗа в том, что он действительно разнообразен. Есть спектакли для школьников, классика и современная драматургия. Есть спектакли в классическом стиле, как любят говорить люди. Есть и авангардные постановки. Для меня главное, чтобы зацепила идея. Режиссер должен увлекать. Он как командир, который ведет за собой, а я должен с удовольствием следовать за ним. Иногда бывает так, что режиссер сразу говорит: «Я не знаю». Это не всегда плохо - тогда начинается совместный путь поиска. Главное, чтобы я верил этому человеку.

- Поделитесь курьезным случаем.
- Хулиганили в молодости. На дипломных спектаклях мы играли «Иванова» по Чехову. В одной из сцен Лебедев, Шабельский и Боркин сидят и выпивают, расхваливая разные виды закуски. Мы играли этот спектакль уже какое-то время, когда кто-то из ребят предложил: «А давайте по-настоящему?» Ну, студенты! Я не помню, что точно мы залили в графин, это был какой-то дешевый аперитив. Немного - все-таки понимали, что дальше играть целый спектакль. В финале зрители аплодируют, и какие-то знакомые из зала позже поинтересовались: «Ребята, как вам это удалось? Даже запах был!»

Дом между двумя театрами

- Приятно было узнать, что вы отчасти наш коллега - пишете статьи для журналов. Как это началось?
- До 12 лет я жил между двух театров - в коммунальной квартире на Чернышевского, 7/10. Это был коммунальный дом с общими коридором и кухней, плитой на несколько семей, без горячей воды, удобств. Потом родителям от завода дали квартиру, и мы переехали. Я уже жил в другом месте и проходил мимо того дома, который постепенно ветшал. Жильцов всех расселили, но ничего с ним не делали - он просто стоял. Потом рухнула крыша, но он все равно оставался на месте. Я мимо него ходил и заглядывал в окна на третьем этаже. А потом в один момент пришел и увидел: дома нет. Меня это сильно поразило. Честное слово, я был в шоке. Смотрел и не понимал: как? Нет дома, просто нет! Я не знал, что делать. Сел и начал писать.

- Но вы не остановились на этом.
- Потом были разные моменты - тексты, связанные с ситуациями в жизни. Например, я написал о смерти друга. У меня родился сын, а у него сын должен был тоже родиться на днях. Все так близко! Я сидел дома, смотрел на своего маленького сына в кроватке и что-то писал. Потом меня стали иногда просить о чем-то рассказать, видимо, уже в силу того, что 28 лет работаю в театре. Так, к юбилею театра мне хотелось рассказать о нашем поколении актеров в труппе.

news_right_column_240_400