- Знаете, в кино я соглашался играть любые роли, хотя видел, что и роль порой никакая, и драматургический материал слабый. Но я фантазировал, старался что-то придумать. Не очень понимаю артистов, которые ждут особых ролей. Актер как спортсмен: ему необходим тренинг. Надо работать - иначе душа сникает. Актер превращается в злого, циничного человека, который перестает любить своих партнеров, кино, театр, считая, что все виноваты, кроме него. Я помню, как мальчишкой смотрел фильм «Котовский», и больше всего меня поразила Фаина Раневская, которая играла там крошечный эпизод... И прав Станиславский: нет маленьких ролей.
- Вы импровизировали в ваших замечательных лентах?
- Конечно. Вот за что я очень люблю Рогожкина: если ты предлагаешь что-то и ему это нравится, то тут же переписывается...
- А приходилось ли вам когда-то ломаться от смеха на сцене или на съемках?
- Конечно. С каждым может случиться какой-нибудь казус на съемках. И я тоже могу расколоться на сцене. И коллеги порой разыгрывали. Например, играл Емелю в пьесе «Емелино счастье», где по ходу спектакля должен был «выныривать» из озера и, как кит, выпускать воду. И для этого внизу у меня стоял стакан с водой. И вот однажды во время спектакля я - хряп! - жидкость в рот, выныриваю и понимаю, что кто-то вместо воды налил в стакан водку. Вроде и выплевывать жалко, и сорвать спектакль нельзя... Сколько смог - сглотнул. Остальное выплюнул. Жалко было...
- А трудно отлипать от образа генерала? Насколько вам это мешало?
- Генерал, с одной стороны, сделал свое дело, хорошее, доброе, замечательное, но, с другой стороны, он мне несколько подпортил мою творческую биографию. Поскольку считаю, что способен кое-что другое сделать, причем довольно прилично, все-таки я актер. «Особенности национальной охоты» - это 59-й фильм в моей биографии. И есть фильмы, своими ролями в которых я действительно горжусь. Думаю, что скоро появлюсь перед зрителями в несколько другом качестве.
- Скажите, а насколько важна для артиста семья? Или творческому подъему больше способствуют бурные страсти, трагические увлечения?
- Дома у меня всегда все приготовлено, чистенько, и мне всегда рады. Семья - мой твердый тыл. Для человека очень важно, куда отступать. По-моему, Юрий Никулин сказал, что счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой. И моя жена Людмила Андреевна - это половина моего успеха.
- Она актриса?
- Нет, и это хорошо. Моя первая жена была актрисой. Мне кажется, актерские браки редко бывают счастливыми. Точнее, даже так: актерские браки никогда не бывают счастливыми.
- Вы считаете себя благополучным актером?
- Не люблю этого слова - «благополучный». Не люблю благополучных, сытых людей. Вроде все хорошо - есть деньги, дом, машина... И все - человек может перестать чувствовать, думать, стать самодовольным. Я всегда этого боялся. Хотя у меня было далеко не сытое детство: у матери пять детей, и я - предпоследний. Мне выдавали двадцать копеек на кино, а иногда тридцать - какое было счастье! Тогда за десять копеек можно было купить еще и мороженое. Потом тоже было несладко: и жить было негде, и на вокзалах ночевал... Я все прошел: огонь, воду, сейчас вот - медные трубы... Работал во многих театрах, и в каждом у меня был хороший репертуар и дружеские отношения со всеми. Но в один прекрасный день я вдруг понимал, что не хочу идти на репетицию. Тогда писал заявление об уходе, отрабатывал положенное время и уезжал... Чаще всего в никуда. Будто меня кто-то толкал. Однажды полгода работал на тракторном заводе. Но в конце концов вернулся в театр.
- Как у вас вышло - из многодетной семьи и в артисты?
- Было много увлечений в детстве - бокс, классическая борьба, авиамоделирование. И когда решил стать актером, мама подумала, что это очередной каприз. Я поступил в студию при Павлодарском драматическом театре, и она заметила: «Смотри, сынок, чтобы потом ты на меня не жаловался, мол, не отговорила». На вступительных экзаменах читал монолог Осипа из «Ревизора». Я играл со страшной силой, стонал, как раненый леопард: «Господи, хоть каких-нибудь щей!»
- А кого вы бы хотели сыграть в классике? Как все актеры - Гамлета?
- Из поколения в поколение идет желание сыграть Гамлета, все-таки «быть или не быть?» Я хотел бы сыграть не классику, а хотел бы сыграть Бетховена. Во-первых, его безумно люблю как композитора, он гений. У Бетховена была очень тяжелая, трагичная жизнь. Само переплетение его творчества, жизни и любви меня прямо как магнит притягивает. Это безумно интересно.
- Алексей Иванович, а вы сейчас продолжаете отношения с Ларисой Долиной? Ее видеоклип, в котором вы снялись, помнят все.
- На самом деле я с ней в трех клипах снялся. Мы с Ларочкой дружны семьями, она замечательная, удивительная, очаровательная. Кстати, даже не предполагал, что таким успехом будет пользоваться клип «Погода в доме».
- Вы там за три минуты сыграли всю историю жизни...
- Конечно. Историю наших отношений, даже дети появились...
- Алексей Иванович, увлекаетесь ли вы рыбной ловлей в действительности и поймали ли хоть раз большую рыбу?
- Не далее как в Финляндии, на съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». Если вы помните, я сижу в лодке и с котом общаюсь, а на дне лодки довольно внушительная куча рыбы - это мы поймали перед съемками. И там же в Финляндии я с утра на спиннинг поймал щуку. Не могу сказать, что уж маленькая совсем, но внушительная, килограмма на два с половиной-три.
- Только потому, что там снимался фильм, заодно? Или вы действительно любите рыбалку?
- Я очень люблю рыбалку. Причем даже не сам результат, так же, как и на охоте. Мне больше нравится процесс, я просто млею.
- Алексей Иванович, вы родились на Алтае. Были городским мальчиком или деревенским?
- Деревенский я.
- Интересно, а вы помните первый советский фильм, который посмотрели и который вам понравился?
- Кино такое было «Свадьба с приданым». Я еще совсем пацан был, лет 5 или 6, не больше. Отлично помню свои впечатления и до сих пор люблю этот фильм.
- А в школе часто дрались?
- Ну, за себя всегда мог постоять, если надо, то и в глаз давал. Хотя родителей в школу не вызывали никогда - Бог миловал. Но однажды я очень здорово своего обидчика отлупил. Представляете, он задел мое мужское достоинство - подложил на стул бумажку с намазанным на нее клеем. Я ее не заметил, сел, просидел урок, а потом, когда встал, эта бумажка приклеилась к брюкам. Мне было стыдно, девочки смеялись. Я с гордым видом убежал домой. Но тут же решил отомстить. Других брюк не нашел, нацепил спортивные тренировочные, в них явился в школу, ворвался в свой класс, как раз урок шел, и на глазах обалдевшего учителя подошел к своему обидчику - я знал, кто у нас такими славился шутками, - и дал ему в глаз. Потом в нос, потом по шее. В общем, отколбасил его до крови... Меня тогда даже к директору отвели.
- А вы сейчас драться не разучились? Сможете за себя постоять, если что?
- А то! После школы я, между прочим, занимался боксом, у меня второй юношеский разряд по боксу. И классической борьбой занимался.
- Кстати, как вы думаете, почему именно на Алтае рождаются такие талантливые мужики - Шукшин, Евдокимов, Булдаков?
- Алтай - удивительный край, там какая-то особая аура, какие-то особые люди живут, хотя, конечно, не без недостатков, это естественно. И отношение к жизни там другое. Более рассудительное, даже я бы сказал, более ироничное. До сих пор там иногда бываю, к сожалению, очень редко. Это какие-то особенные мужики, и вообще алтайцы - люди удивительные, замечательные.
- Говорят, очень пьющие?
- А в любой деревне мужики пьющие. Самодельный хлебный квас и водочка - как же без этого?
- А самогонка?
- А, ну это получше любой водки! У нас в деревне мужики умели водку даже на хрене настаивать. Нигде больше такого не встречал.
- Поделитесь своим самым сокровенным желанием. О чем вы мечтаете, Алексей Иванович?
- Вы знаете, ни о чем. Я счастливый человек: мне просто не о чем мечтать. Главное, чтобы все шло, как идет сейчас, без сотрясений, без всяких террористов, без изменений в погоде. Я хочу, чтобы все оставалось как есть.
- А у вас никогда не возникало желания бросить все дела и уехать на необитаемый остров?
- Нет. Ну ее к чертям, такую романтику! Я человек цивилизованный, привык, чтобы в доме горячая вода была, унитаз со смывом, ванная, плита. Я без этого не могу. Когда гощу на даче без этих благ цивилизаций, скучаю. Именно поэтому мне не нравится отдыхать, например, в Тунисе. Однажды поехал с друзьями, у нас там было арендовано бунгало, в котором ничего! Одни бегающие тараканы и тусклые лампы. Караул! Я люблю цивилизованный отдых, где все по-правильному.
- И где же вам так «по-правильному» больше всего понравилось?
- Вот на Мальдивских островах понравилось. Я ездил с супругой, там на острове были мы и еще несколько человек. И за нами ухаживал целый штат негров. Они нам еду приносили, песочек на берегу моря разглаживали, заботились о каждом нашем шаге. Вот это кайф! Вот почему там любят отдыхать богатеи. Только дорого это - да, не для нашего кошелька.
- Уже решили, где будете отдыхать этим летом?
- Скорее всего нигде. А вот осенью куда-нибудь выберусь. Пока точно не знаю куда, но скорее всего на Лазурный берег во Францию. Никогда там не был, а жена подбивает - хочет посмотреть.
Денис ЛОБКОВ