Ирина Анваровна вновь приехала на отдых в этот приморский город. Бирюзовые волны, крутобедрые сосны и терпкий аромат цветов - все казалось началом летней сказки, которую ненадолго дарит судьба. Затем, увы, придется возвращаться в унылые будни, напоминающие многосерийный черно-белый фильм.
- Какая красота! - шумно вздохнула Ирина Анваровна, поправляя на голове соломенную шляпку.
Хотя на самом-то деле женщина места себе не находила. Шашлык не елся, а загар не ложился. Даже любимый дикий пляж, окруженный можжевеловыми деревьями и соснами, представлялся унылой декорацией к скучному спектаклю.
Впервые за многие годы Ирина Анваровна прибыла сюда одна. А все потому, что в мае на торжестве по случаю своего пятидесятилетнего юбилея дама приняла решение развестись с мужем. Айрат, невзрачный низкорослый мужчина, бывший на четыре года старше суженой, вел жизнь типичного «воскресного» алкоголика.
Он добросовестно трудился сантехником в будни, но уже накануне выходных дней приступал к «расслаблению». Вечер пятницы начинался с пол-литровой бутылки водки. Айрат усаживался за кухонный стол и с наслаждением глотал горькую из угловатой стеклянной стопки. «Отдых» продолжался в субботу и воскресенье, а утро понедельника открывалось холодным душем и двумя стаканами крепчайшего кофе. Затем Айрат надевал чистую футболку или рубашку и, надушившись ядреным одеколоном, отправлялся на работу в ЖЭУ.
Сантехник отлично справлялся с профессиональными обязанностями, вел себя тихо и скромно. Поэтому никому из сослуживцев Айрата даже не приходило в голову, что их коллега страдает алкогольной зависимостью. Гостей и собутыльников мужчина не приваживал, «отдыхал» в одиночестве.
- Навязался на мою шею, пропойца! - кричала Ирина Анваровна, замахиваясь на мужа грязной половой тряпкой.
- Успокойся, Иринка, - отвечал благоверный, еле ворочая языком. - Я тебе сколько «левых» принес? Начальство не жалуется... Имею право на передышку в конце концов!
И продолжался такой «отдых» практически с первого дня совместного существования...
- За что мне такое наказание в твоем лице, скажи, пожалуйста? - причитала женщина. - Всю душу пропил уже!
- Я разве пью, мать? Опомнись... - возмущался Айрат. - Вот Курочкин - да! Не просыхает. Вчера на него бабка из 12-го дома жаловалась. Пришел на вызов под градусом... Разбил унитаз.
- Курочкин просто не знает, как я с тобой мучаюсь. Перед сослуживцами ты свою истинную сущность не раскрываешь. Алкаш недоделанный!
...Ирина Анваровна шла вдоль небольших пестрых домов. Прозрачные заборы из металлической сетки сменялись глухими оградами. Радостно светило рыжее солнце. В мире царствовал его величество Июль. Повсюду возвышались роскошные деревья, усыпанные пахучими самоцветами ягод и фруктов. Бодро лаяли собаки, звенели невидимые птицы.
«А этот дуралей в Казани остался, - вздыхала Ирина Анваровна, вспоминая мужа. - Пропадает».
На углу выросло коренастое строение из персикового кирпича. У хозяев этого коттеджа они с Айратом часто покупали домашнее вино. Южане делали виноградный напиток на совесть. Освежающее и до неприличия душистое, оно разливалось по бутылкам и привозилось в Казань. Откроешь, бывало, емкость - и по всей квартире плывет ностальгия по Черноморскому побережью...
«Эх, нашла о чем вспоминать! - упрекнула себя дама. - Этот злодей практически сразу поглощал запасы, запивая водкой самые изысканные напитки».
Все напоминало женщине о непутевом супруге. С этой остановки они уезжали в центр города. Небольшие белые автобусы, пыхтя и «прихрамывая», подбирали туристов каждые полчаса... А стоя у неказистого киоска, супруги изучали каталог экскурсий.
- Иринка, может, на морскую рыбалку рванем? - робко предлагал Айрат.
- Какую еще рыбалку? Сначала на грязевые вулканы. Потом дольмены! Мне требуется энергетическая подзарядка.
Мужчине оставалось лишь робко вздыхать.
...Ирина Анваровна боролась с недугом мужа как могла. Очень быстро стало понятно, что кодирование и психотерапевтические сеансы не помогают. Какое-то время Айрат держался молодцом. Но потом становился нервным и раздражительным. И пьянки по выходным возобновлялись.
- Иринка, ты отстанешь от меня или нет? - кричал сорвавшийся супруг, крепко прижимая к груди очередную бутылку.
- О, вцепился в свое сокровище! - возмущалась дама. - Нет интереса другого, кроме водки.
Отчаявшаяся Ирина Анваровна пыталась победить пагубное пристрастие благоверного при помощи магов и знахарок. Однажды ее приятельница, уставшая от бесконечных жалоб и стенаний подруги, порекомендовала знакомого целителя.
- Говорят, избавляет от зависимости при помощи особых ритуалов и заклинаний. Глядишь, и твоей беде поможет.
Почти неделю приходил лекарь в гости. Странноватый сутулый господин со взъерошенными волосами часами бродил по квартире, закатывая глаза и бормоча что-то невразумительное себе под нос. А субботним днем, когда Ирина Анваровна вернулась с рынка, обнаружилось, что целителя и его пациента нельзя было оставлять одних, без присмотра: оба были совершенно пьяны!
- Ах ты, негодяй! - ругалась женщина, выталкивая целителя за порог. - Это что за лечение такое? Пьянице - водку подливать?
- Просто проверить хотел, сработает ли моя установка на отвращение к спиртному, - пролепетал нетрезвый маг. - У мужа вашего должно было возникнуть ощущение тошноты. Не вышло почему-то.
- Я тебе дам «не вышло»! Катись отсюда подобру-поздорову!
Еще запомнилась бабка, найденная по объявлению в газете. «Потомственная колдунья. Мой дар передается уже шестое поколение по материнской линии. Избавлю от зависимости, спасу от одиночества», - сообщалось в рекламе.
Суетливая старушка с птичьим лицом без устали жгла ароматические палочки, наполняя жилище едким непроглядным дымом. Супруги заходились долгим кашлем. А когда бабушка ушла, Ирина Анваровна недосчиталась фотоаппарата и двух серебряных ложек. Кстати, запах благовоний не выветривался еще целый месяц.
Вот так, устав от многочисленных тщетных попыток сделать из мужа трезвенника, Ирина Анваровна решительно подала на развод. И сейчас превратилась в свободную и счастливую женщину.
«Ой, счастливую ли...» - вздохнула Ирина Анваровна.
Ее руки непроизвольно потянулись к сотовому телефону и набрали знакомый номер.
- Ну привет, Айрат. Как ты там? Слушай, бросай все дела, бери отпуск и приезжай ко мне. Организуем морскую рыбалку. А еще я присмотрела для тебя замечательную рубашку с якорями...