Алмаз мнет металл как глину

Еще только мы ступили на землю славного острова-града Свияжска, как услышали где-то вдали перестук молотков по наковальне.

news_top_970_100
Это звенела кузница, и она была целью нашей поездки. Конечно, не столько кузница, сколько ее основатель и руководитель Алмаз Казаков. Каждый, кто бывает на различного рода мероприятиях, как, например, Сабантуй или Каравон, мог видеть его и собратьев по профессии. Он ковал подковы вместе с бывшим Президентом РФ Медведевым и нашим нынешним Президентом РТ Миннихановым, с премьер-министром республики Халиковым и многими руководителями районов и городов Татарстана. Личность он известная, но главное, весьма интересная. Достаточно обратиться к биографии.

От буфетчицы до кузницы


На вопрос «С чего все началось?» Алмаз, не задумываясь, ответил:- С того, что отец никогда ничего не запрещал в плане творчества.Когда открылся первый турецкий лицей в 1992 году, он, по его утверждению, поступил туда совершенно случайно. Поехал и поступил. Далее четыре года учебы в лицее интернатского типа. Выучил турецкий язык на уровне понимания, что пригодилось ему в дальнейшем. Отец, подумав, предложил ему поступать в университет правительственной связи. Не случилось, вернулся в Казань и поступил в академию культуры. Учился на актерском, режиссерском, брал «академку», подрабатывал с турками. Как-то оказался в Москве, стал барменом в Большом театре, хотя в удостоверении было написано: «буфетчица». Отработал два сезона. Неожиданно друг, работавший на госдаче, предложил потрудиться там поваром. Характерно для Алмаза: без специального образования и соответствующих корочек пошел на рублевскую дачу, нисколько не сомневаясь в успехе. - Помню один из первых обедов, - рассказывает Алмаз, - восемь человек гостей, все банкиры. Что будешь готовить? - спрашивают. Не задумываясь, ответил: суп татарский, гречневую кашу с курицей, плов, салат. Затарился, приехал, глянул на кухню, а там... Профессиональные жарочные шкафы и плиты, ножи, кастрюли. И ничего, год проработал.Даже представить трудно, как бы сложилась судьба Алмаза, если бы не довелось ему в один из приездов в Казань оказаться в кузнице. В тот день он как завороженный смотрел на работу Сергея Ершова. Его обращение с металлом и огнем, молотом и молоточками сильно впечатлило Алмаза.- Это было как в сказке, - вспоминает он. - От перезвона молотков внутри что-то переключилось, почувствовал, что заработало. Плюнул на все заработки и оказался в кузнице.Он отказался от очень неплохих заработков в Москве, чтобы стать учеником кузнеца у того же Сергея Ершова. Потом съездил в Москву на повышение квалификации, в основном курсы заключались в наблюдении за работой других мастеров. Пришло не только понимание профессии, ремесла, но и жажда творчества. Вернулся уже с осознанием, что это исключительно его дело.За время ученичества чего только не приходилось делать: решетки, ограды. Все это, конечно, требовало навыка и профессионализма, но внутри себя Алмаз чувствовал еще что-то, что закипало в нем день ото дня. И... случилось!

Свое дело


Сначала надо было запустить кузницу. Нужны были люди, помещения, оборудование. Но Алмаз был уже захвачен новым делом и потому нашел все. Оборудование завозили из Чебаксы - знаменитого некогда кузнечного поселка под Казанью. Много чего нашел на точках приема металлолома. Например, настоящую английскую наковальню. Нашел и людей.Его помощник Александр Данилов на комплекс пришел с самого начала. Трудился на реставрации конного двора, Алмаз его заметил, предложил поработать. Поначалу тот отказывался, потом договорились, что будет лишь по выходным приходить в кузницу. Со временем Алмаз сказал, что хотел бы видеть его здесь постоянно, и Александр перешел на работу к нему. До сих пор не пожалел. Данилов признается, что всегда хотел руками работать, а тут такая возможность дается. Мы, говорит, с Алмазом как два брата-близнеца.- Алмаз человек душевный, - говорит он, - с ним легко работается, легко найти общий язык. С таким человеком и на край света пойдешь.Другой бы просто открыл кузницу, но надо знать Алмаза. Он организовал свое кузнечное дело, в котором органично живут несколько проектов. Например, такой как «Кузнец-шоу». Пригодилась режиссерская выучка. Поискал в книгах, вспомнил рассказы бабушек да дедушек и понял, что свадьбы раньше без кузнеца не обходились. Кузнецы ковали обручальные кольца, подковы, украшения. В народе считали, что сила кузницы будет оберегать семью всю жизнь. Вот и решил возродить традицию. Но со свойственным ему творческим воображением Алмаз еще и расширил их, внес что-то свое. Сегодня каждая пара молодоженов может заказать на свадьбу кузнеца. Алмаз с помощниками приезжает вместе с оборудованием, а потом начинается непосредственно шоу. С шутками-прибаутками вместе с молодыми выкует и розу, и подкову с именами жениха и невесты, и конечно обручальные кольца.Знаю, одна пара удивилась, как в фильме Марка Захарова о формуле любви: «Зачем нам кузнец?» - но согласилась и не пожалела.


Строитель Города мастеров


- Фонд «Возрождение» обратился ко мне с тем, что нужен кузнец. А я предложил собрать несколько ремесел под одной крышей, - рассказывает Алмаз. - Мастера на ваших глазах изготавливают и тут же продают сувениры, дарят подарки. Все ремесла, конечно, собрать нереально, но ярких представителей народных промыслов мы нашли. Мне создали условия, а я уже развернулся. Как мы будем существовать и развиваться, полностью зависит от нас. Сегодня пытаемся все оживить.В будущем Городе мастеров уже есть гончар, шорник, будут еще мастера. Но сложность не в том, чтобы найти, а в том, чтобы убедить.
- Самая большая проблема, - говорит Алмаз, - что ребята не хотят двигаться и шевелиться. Он лучше что-то сделает на дому, сдаст в салон и будет годы ждать, пока продадут, чем двинуться в новом направлении. А направление действительно новое и к тому же чрезвычайно интересное.
- Но это не шоу, - признается Алмаз, - это часть жизни.И дальше Алмаз, как говорится, завелся. Он рисовал картины будущего Города мастеров с присущей ему кипучей энергией и внешним спокойствием.
- Здесь уже сейчас хорошо, - говорит он, - но на будущий год будет просто потрясающе. Это же живой музей, здесь все можно потрогать, даже поучаствовать в изготовлении того или иного изделия. А сколько впечатлений! Дети, к примеру, приезжали, шлемы надели - столько эмоций! Правда, здесь и взрослые ведут себя как дети. Далеко не каждый видел живого кузнеца.А на вопрос о местонахождении кузницы ответил:
- Я как истинный татарин, забияка и задира, куда ни кинь - везде хорошо. Попал сюда - значит, давай развивай здесь. А вообще... Здесь какая-то особая атмосфера. Выйдешь утром и впитываешь этот неповторимый воздух. Я уже никуда отсюда не хочу. Место располагает. Правда, не ко всем.

Когда жизнь на острове в радость!


Им с женой выделили квартиру на острове-граде, мастерам будущего Города мастеров также обещали жилье. Супруга Алмаза - актриса Качаловского театра Надежда Ешкилева. Она не только муза, но и хороший помощник во всех его начинаниях.Перезвон молоточков в кузне слышен целый день - только ежедневная работа кормит.
- А в остальном, - смеется Алмаз, - сидим, чай пьем. Но это не для того, чтобы убить время. Это погружение в некое состояние, из которого мастер выходит с вдохновением и новым замыслом, как правило, не допив свой чай. И в работе он прекрасен. Глаза его полны восторга, в которых читается некая новая идея. Он летает от горна к наковальне, где воплощения его идеи ждут молот и молоточки. А посмотрите на руки, которые так ловко и вовремя успевают все, ведь горячий металл ждать не умеет.Что же сейчас «греет» Алмаза Казакова? Он ответил не задумываясь:
- Что-то новое...Потом подумал и добавил:
- Я не смотрю футбол, хоккей, не люблю рыбалку, тем более не люблю охоту. Мне кажется, я нашел то, что искал. Работал вышибалой, поваром, буфетчицей... чего только не делал. А вот нашел свое. У меня есть жена, есть кузница - и это все, что мне нужно.А мне подумалось: лукавит, обязательно придумает что-то еще.

news_right_column_240_400