Анонимность в соцсетях - возможность уходить от ответственности?

Двум журналисткам казанского электронного издания пришлось столкнуться с нарушением этических и профессиональных норм: их фотографии были размещены в одном из казанских пабликов в соцсети в рамках опроса «Выбираем самую некрасивую девушку Казани».

news_top_970_100
В опросе также были указаны имена и фамилии девушек. Ситуацию обсудили на круглом столе, проведенном Союзом журналистов РТ совместно с Казанским медиаклубом. Основная версия журналистского сообщества - мелкая месть со стороны конкурирующего издания.Завсегдатаи социальных сетей часто полагают: на своей страничке можно размещать что угодно, в комментариях затевать ссоры и не стесняться в выражениях, на стене - вешать посты на любую тематику. Кстати, постоянные пользователи соцсетей отмечают определенные тенденции - сейчас модно выбирать радикальные точки зрения, высказывать свою позицию максимально агрессивно, подчас некорректно, прикрываясь свободой слова. О том, что свобода слова подразумевает наличие моральных принципов, вспоминают не все.Когда появились паблики - публичные страницы, сообщества по каким-либо интересам, делать это стало еще проще. Появилась возможность делать перепосты - выбираешь понравившуюся картинку или запись, два щелчка мыши - и она на твоей странице. Кто создал пост, который может носить оскорбительный характер, кто изначально выложил его в сеть, часто остается неизвестным. Стали популярными голосования, большинство из которых анонимные. Щелчок - и ты выбрал понравившийся вариант. Некоторые опросы проводятся на конкурсной основе: выбирают победителей, скажем, фотографий на заданную тематику, например «Лучшее осеннее фото», «Самый милый питомец». Организаторы по результатам голосования дарят победившему участнику призы. Но что если конкурс оскорбительный, а участники знать не знали, что их данные и личные фотографии используются в голосовании? Активные юзеры выкладывают персональные данные и материалы в свободный доступ, не представляя, в каких целях они могут быть задействованы. Большинство просто не знают, как себя вести в случае их неправомерного использования.На круглом столе разбиралась и правовая, и этическая сторона вопроса. И если с этической точкой зрения все более-менее ясно - не зря ситуация вызвала такой резонанс, причем не только в сфере СМИ, самой формулировкой унизительного опроса были возмущены обычные подписчики группы, не знающие предыстории. А вот с правовой оценкой ситуации все гораздо сложнее. Выявить настоящего владельца паблика, доказать чью-либо причастность к размещению поста, подтвердить связь между публикацией в электронной газете и опросом в паблике - дело сложное. Как верно было отмечено, в данном случае оружием инициаторов стала анонимность. Анонимность, за которой скрываются реальные люди. Паблики - это, конечно, не СМИ, но все же это информационное пространство, причем очень широкое. А все существующие законы действуют и в интернете.Проблема еще и в том, что у пабликов нет юридического статуса. Возможно, сложившаяся ситуация сможет стать прецедентом, чтобы в дальнейшем юридическое урегулирование подобных случаев было проще.Впрочем, налицо и нарушения тех же правил пользования соцсетями, которые на сайте представлены. Это, в частности, использование без согласия личных фотографий. Данный факт с признаками оскорбления чести и достоинства уже может послужить поводом для обращения к администрации сайта с требованием закрыть группу.В результате бурной и эмоциональной полемики на заседании круглого стола были определены четыре направления по разрешению конфликта. Во-первых, будет подготовлено заявление Союза журналистов Татарстана совместно с Казанским медиаклубом. Во-вторых, решено направить обращение в Общественную коллегию по жалобам на прессу (Москва). В-третьих, обратиться к администрации сайта с указанием нарушений правил сайта и требованием заблокировать группу. И в-четвертых, предстоит юридическая работа - ожидается разбирательство на правовом уровне, которое взяла на себя пострадавшая сторона.

news_right_column_240_400