«Артмигрируем» в Казань: для фестиваля в театре Камала «зацементируют» Гамлета

10 сентябрьских дней подмостки казанских театров станут центром экспериментальной театральной мысли. Свои спектакли в рамках фестиваля «Артмиграция» представят региональные театры с талантливыми и готовыми к творческим экспериментам постановщиками.

news_top_970_100

Весна вместо бабьего лета

Вторая половина сентября у жителей средней полосы ассоциируется с классическим бабьим летом, когда после первого значительного похолодания, устанавливается солнечная сухая погода. Но в этом году, похоже, в нарушение метеорологической классики, если погода и порадует, то в рамках затянувшегося лета. В театральной жизни столицы Татарстана будет наблюдаться куда большая аномалия, схожая в определенном роде с весной, — молодые режиссеры со всей страны явят свое видение классических сюжетов, в том числе вышедших из-под пера Достоевского, Шекспира, Сервантеса и Уайльда.

Правда свидетелями этого станут не все казанцы поголовно, а лишь участники и зрители Всероссийского фестиваля-форума «Артмиграция» молодой режиссуры. Его мероприятия пройдут с 15 по 24 сентября на пяти локациях: театр имени Г.Камала, театр драмы и комедии имени К.Тинчурина, Театр юного зрителя, филармония и театральная площадка MOÑ.

Определенно можно сказать, что прежде такого Казань, при всей ее насыщенной культурной жизни, еще не видела. Хотя бы уже по тому, что за более чем десятилетнюю историю фестиваля, он лишь второй раз вышел за рамки Садового кольца столицы. В прошлом году форум принимал Екатеринбург, в этом выбор организаторов пал на третью столицу России.

Арт-директор фестиваля Дмитрий Мозговой уверен, что представители творческих профессий должны быть максимально мобильны, и не сидеть в Москве, ждать, когда им предложат постановку,

а пробовать реализоваться в регионах.

Фото: artmigration.ru

Новое видение хрестоматийных ситуаций

Инициатором и организатором действа выступает Союз театральных деятелей России.

— Уверен, что «Артмиграция» займет важное место в культурной жизни Татарстана и на время ее проведения Казань превратится в столицу молодежного театрального движения всей нашей большой страны, — высказал убеждение народный артист России Александр Калягин.

Что ж, для этого у председателя СТД РФ есть все основания. Свои работы зрителям представят театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы, Перми, Новосибирска, Томска, Краснодара, Кирова, Красноярска, Нижнего Новгорода и принимающей фестиваль Казани.

Среди того, что сможет лицезреть казанский зритель: digital-спектакль, объединяющий шекспировского «Гамлета» с первым производственным романом соцреализма «Цемент» Федора Гладкова; «комедия печального образа», позволяющая по-новому взглянуть на Дон Кихота; балет о яростном веселье и тотальной жестокости, возникший из сказки, написанной Оскаром Уайльдом; «Психологический отчет одного преступления» — хрестоматийные ситуации, живо откликающиеся в душах современных людей; пародийная опера, соавтором которой выступила нейросеть и другие смелые и новаторские решения.

 «Гамлет. Машина. Цемент». Что такое Гамлет сегодня? Как преломляется вечный текст

в современности? Кем были бы шекспировские персонажи, родись они на марийской земле?

В спектакле пьеса Шекспира переосмысляется и наполняется новыми смыслами.

Фото пресс-службы Марийского национального театра драмы 

Три условия сложились в Казани

Для того, чтобы получить более подробную информацию «КВ» связались с арт-директором фестиваля, заместителем председателя Союза театральных деятелей России Дмитрием Мозговым.

Почему для проведения второго выездного фестиваля организаторы выбрали Казань?

— Начать следует с того, что этот фестиваль мы десять лет проводили в Москве. А потом подумали, что это не совсем правильно, ведь наш форум изначально задумывался как мотивация децентрализации культурной жизни страны, чтобы отмечать и поддерживать молодых режиссеров, которые уезжают в регионы.

И раз уж мы выступаем за децентрализацию, то надо идти до конца — в регионы. Первым стал Урал и его столица Екатеринбург, вторым — Татарстан и, соответственно, Казань. И там, и там увидели условия для воплощения задуманного. Во-первых, хотелось провести форум в крупном городе, где есть насыщенная театральная жизнь, в котором зрители восприимчивы к новому в театре и искусстве. Во-вторых, там имеются свои яркие имена в режиссуре, а в Татарстане они определенно есть и нередко попадают в афишу «Артмиграции». В-третьих, там есть хорошее отделение Союза театральных деятелей. В Казани его возглавляет Фарит Бикчантаев, один из ярких деятелей российского театра.

«Пепел». Такая история с каждым может случиться. Один протагонист – второй антагонист, один заложник – второй властелин ситуации, один убегает – второй догоняет, один творит – второй оценивает, в общем, между героями драматический конфликт, психологическое и личностное противостояние.

Фото пресс-службы театра им. Г.Камала

— Для основной программы экспертным советом отобраны шесть спектаклей. И еще четыре - для юных зрителей. А сколько всего было претендентов? И как, вообще, попадают к вам на фестивальную афишу?

— Каждый год, в феврале СТД открывает прием заявок на участие в фестивале, их может подать любой региональный театр, в репертуаре которого есть спектакль, поставленный режиссером до 35 лет. Их немало. Ежегодно, в среднем, мы получаем порядка сотни заявок.

Далее приступает к работе экспертный совет, состоящий из абсолютно разных людей, с разливным эстетическим вкусом — одни более консервативны, другие — более современны.

В итоге обмена мнениями и формируется программа, кстати, в нынешней — два местных спектакля: «Пепел» театра имени Камала и «Ашина» театра имени Тинчурина.

Миссия выполнима

— Какое планируете количество участников? Среди них только представители театров, чьи спектакли в программе? Специальная программа фестиваля с лекциями, мастер-классами, экскурсиями и презентациями, думается, была бы многим интересна.

— Специальной программе мы уделяем не меньшее внимание, чем основной. В этом году упор главным образом сделан на современный танец, и мы организуем лаборатории, которые ведут одни из самых интересных представителей современного танца в России. В частности, это команда «По.В.С.Танцы», ей уже более тридцати лет. И одни из ее лидеров — Александра Конникова и Албертс Альбертс проведут тренинги по современному танцедвижению для актеров и вообще всех, кому это интересно.

К тому же Казани есть свои интересные представители современного танца. Например, Нурбек Батулла, его яркий спектакль-перформанс «Сак-сок» несколько лет назад отбирался на «Артмиграцию». Мы попросили Нурбека провести мастер-класс для тех, кто приедет в Казань по программе СТД «Творческая командировка». Это молодые актеры и режиссеры из восьмидесяти городов России – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, а также и зарубежья.

Всего ожидаем около четырехсот участников.

«Преступление и наказание». Сценическая версия романа представит классический текст

с неожиданной стороны. Режиссер находит в знакомом тексте и хрестоматийных ситуациях

много свежего, живого, откликающегося в душах современных людей.

Фото пресс-службы Томского областного театра драмы

Фестиваль был задуман для того, чтобы молодые режиссеры не сидели годами в столице, ожидая своего часа, а пробовали реализовать себя в условной провинции. Это уже тянет на некую миссию. Она выполнима?

— Определенно, это миссия, которую мы считаем выполнимой, что и доказываем в течении более десяти лет. И эта миссии сформулирована так — мотивация творческой мобильности. Представители творческих профессий должны быть максимально мобильны и не сидеть в Москве, ждать, когда им предложат постановку, а проблвать реализоваться в регионах и таким образом заявлять о себе.

Все это перекликается с основным принципом — децентрализации культурной жизни России: нам важно, чтобы яркие культурные события, и театральные в том числе, проходили не только в Москве и Санкт-Петербурге. Это позволит и регионам показать нечто необычное у себя и вместе с тем представить и открывать свои территории гостям фестиваля. И тому есть достойные примеры, так один из самых статусных театральных фестивалей мира — Авиньонский, проводится в небольшом южном французском городе, а не в Париже.

Зритель голосует в кассах

Главным партнером фестиваля является Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала. На его сцене пройдут четыре спектакля: «Преступление и наказание» Томского областного театра драмы, «Гамлет. Машина. Цемент» Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана (г. Йошкар-Ола), «Поход в Угри-Ла-Брек» Красноярского театра юного зрителя и собственная постановка «Пепел» Айдара Заббарова.

— Что для вашего тетра значит участие в фестивале «Артмиграция»? — с таким вопросом мы обратились к заместителю директора по маркетингу и PR Ильшату Латыпову.

— Конечно, для нас большая честь участвовать в таком интересном и масштабном театральном событии. К тому же приятно вдвойне, ведь наш театр не только предоставляет площадку под спектакли участников фестиваля, но и представляет свой – «Пепел», по известной комедии японского драматурга, сценариста и режиссера Коки Митани «Академия смеха».

— А какой зрительский интерес прогнозируете?

— Тут можно не гадать, а сказать определенно – большой.

— И откуда такая уверенность?

— В спросе на билеты: на «Преступление и наказание» их уже в кассе нет, на «Поход в Угри-Ла-Брек» и «Пепел» осталось немного.

— Выходит, «Гамлет.  Машина. Цемент» пользуется меньшим зрительским спросом?

— Не очевидно. Просто спектакль марийского театра будет на большой сцене, где в зрительном зале 843 места, а другие – на малой сцене, там их 162.

INFANTA.Это не могло остаться той сказкой, которую однажды написал Оскар Уайльд.

Испанского королевства больше нет. Есть измерение вне пространства, вне времени и вне имен.

Фото пресс-службы «Балет. Театр», г. Санкт-Петербург

Что ж, получается, тем, кто прежде откладывал выбор, какие события АРТМИГРАЦИИ-2023 посетить или озадачился этим после прочтения данного материала, больше шансов увидеть, как «Гамлета», условно говоря, цементируют. И в самом деле, интересно.

С программой фестиваля можно ознакомится на его сайте.

news_right_column_240_400