В Музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Авангард в современном искусстве Татарстана».
Если первая казанская выставка «Авангард - вчера, сегодня, завтра...», организованная в 1993 году Верой Цой, акцентировала внимание на творчестве художников, искренне пытавшихся отразить собственные мироощущения в условиях тоталитарного соцреализма, то нынешняя выставка в том же музее десять лет спустя выглядит почти академическим подведением итогов прошлого века. В результате чего наглядно выявилось откровенное заимствование изобразительных форм и средств более молодых у более зрелых. Так, если в старых досках Евгения Голубцова сквозит эстетическое любопытство и даже богоискательство, то в досках Александра Артамонова эстетское «глубокомыслие» основано всего лишь на снобистском пустословии.
Вторичность, бездумное подражательство режут глаз, как и бездарные претензии на новаторство, увы, ничем не подкрепленные. Но всякое искреннее чувство, ухваченное линией, цветом или чем-то еще, кажется откровением, как, например, «Поэт» Вадима Харисова, «Трое» Олега Иванова, «Соблазны» Олега Бойко или «Примеряющая красный лотос» Татьяны Лярсон.
Открывающая выставку цитата из Малевича заранее с порога упрекает зрителя в лености, а возможно, и в неспособности трудиться над пониманием представленных «шедевров». Но, как известно, один дурак может задать вопрос, на который все мудрецы не ответят за целую жизнь.
И совершенно непонятно, почему эту выставку посвятили никому не известному и, судя по представленным работам, весьма посредственному авангардисту начала ХХ века, а не памяти Веры Цой?
Светлана КОЛИНА.