Профессия перекупщик
В субботу утром на авторынке так много желающих продать свою машину, что осмотр некоторых автомобилей начинается далеко за его пределами. Сразу несколько человек буквально облепляют авто и начинают рассматривать едва ли не каждый элемент. Пока один проверяет кузов, другой слушает, как работает двигатель, третий осматривает салон. Пожалуй, от их глаз ничего не ускользнет. Один из покупателей пытается остановить и нашу машину, проезжающую мимо.
- Это перекупщики. Они покупают подержанные автомобили за одну цену, а потом перепродают гораздо дороже. Но стоит опасаться совсем не этого. Порой перекупщики снимают хорошее оборудование с одного автомобиля и переставляют на другой. А взамен устанавливают старое, работающее из последних сил. При первичном осмотре покупатели это даже не заметят. Именно поэтому цены у перекупщиков иногда ниже, чем у реальных владельцев, - объясняет Артем Алексеевич.
Разумеется, перекупщики не стоят с надписью, где сказано, кто они есть на самом деле. Скорее наоборот - выдают себя за владельцев авто или близких их знакомых, а лучше родственников. Ведь многие покупатели понимают: выгоднее приобрести авто напрямую. Хотя есть и те, кого привлекает низкая цена. Она-то и заставляет согласиться на покупку порой не самого лучшего автомобиля.
На самом же авторынке все гораздо культурнее. Автомобили стоят в несколько рядов, между которыми спокойно проходят покупатели. Как правило, это, конечно, мужчины. Женщин, желающих приобрести автомобиль, совсем мало. Да и они не в одиночестве, а вместе с представителями сильного пола.
Бюджет для покупки машины мы устанавливаем сравнительно небольшой - 200 тысяч рублей. На эти деньги, по словам Артема Викторова, можно приобрести отечественную машину или иномарку 7 - 8-летней давности. На них-то и обращаем внимание.
В поисках отечественного авто
На рынке столько машин, что глаза разбегаются. Решаем смотреть по порядку. Первым оказался отечественный автомобиль «Лада-Калина» 2012 года стоимостью 197 тысяч. Казалось бы, то что надо: и цена неплохая, и год выпуска - машине всего 4 года. На первый взгляд, нет нареканий и по кузову.
- Машина не бита и не крашена? - спрашиваю у продавца.
- Нет. Автомобиль в отличном состоянии. Очень аккуратно ездил, - оживленно отвечает продавец.
- Как же? Крыло здесь неродное и около задней фары вмятина, - вмешивается в разговор Артем Алексеевич.
- Я только продаю машину. Вмятину не заметил, а о том, что крыло было заменено, и вовсе не знал. Владелец уехал на похороны, - начал оправдываться продавец.
Мы, конечно, посочувствовали, но прошли мимо. Стоит отметить, что беседу продавец вел исключительно со мной. Даже когда вопрос задавал мужчина, он отвечал на них мне. Что и говорить, девушку обмануть легче.
- В первую очередь необходимо смотреть на внешний вид автомобиля. Он расскажет и о том, участвовала ли машина в ДТП, что было заменено, а что подкрашено. Щели между всеми элементами кузова по обеим сторонам авто должны быть одинаковыми. Если это не так, то, вероятно, что-то было заменено. Все двери должны закрываться одинаково. Если от одного усилия они закрываются по-разному, то нарушена геометрия кузова. Это может произойти после ДТП. Не стоит брать авто с видимой коррозией. Такой кузовной ремонт самый дорогостоящий.
Далее заглядываем под капот и слушаем, как работает двигатель. Звук должен быть ровным. Стоит принюхаться и к запаху работающего мотора - «ароматы» бензина насторожат внимательного покупателя. Все болты и гайки должны быть идеальными по форме. Если грани примяты, то их, вероятно, отворачивали при поломке деталей. Не забываем осмотреть и салон: состояние руля, рычага КПП (при пробеге в 30 - 40 тысяч они не должны блестеть), сиденья не должны быть продавлены. Стоит обратить внимание и на состояние резиновых накладок на педали. Все это косвенно может рассказать об истинном пробеге. Проще говоря, если все изношено, то маленький пробег обязательно смутит привередливого покупателя.
По возможности стоит проехать на авто по трассе. При скорости 90 километров в час отпустите руль - машину не должно уводить в сторону. Все это может проверить и дилетант. Если авто понравилось, то советую отвезти его в сервис и сделать диагностику. Это стоит недорого, - рассказывает опытный водитель.
Замечаем перекупщиков не только среди продавцов, но и среди покупателей. Они с помощью специального оборудования определяют состояние кузова - были ли заменены либо подкрашены элементы. Перекупщики лихо торгуются с покупателями.
- «Ладу-Приору» 2012 года продают за 185 тысяч рублей. Ее легко можно взять за 140 тысяч, - общаются друг с другом они.
Следующее авто, на которое обращаем внимание, - машина поновее, 2014 года, опять-таки «Лада-Калина». За два года водитель проехал 43 тысячи километров и продает авто за 239 тысяч. Может, и нам удастся сторговать почти 40 тысяч рублей? Продавец уверяет, что машина в идеальном состоянии.
- Скорее всего, машина была в аварии, поскольку номер сильно помят и в красной краске. А сама машина серая. Бампер однозначно был заменен, как и фара. Возможно, и капот пришлось поменять - удар, видно, был значительный. Заглядывать под капот даже нет смысла. Неродные и стекла. Машина 2014 года выпуска, а лобовое стекло 2011 года, - продолжает рассказывать мой спутник.
С удивлением слушаю опытного водителя и не понимаю, как же он разглядел все это в идеальной, на первый взгляд, машине. Как оказалось, номер после ДТП порой выстукивают обычным молотком. Так он становится ровным, хотя и немного рельефным. Краска, разумеется, сильно сходит. Если номер так пострадал, то и бампер не мог остаться целым. А одна фара гораздо мутнее другой. Со стеклами, по словам Викторова, разобраться еще легче - на них стоит пометка с годом выпуска.
- А можно посмотреть ПТС? - спрашивает Артем Алексеевич у владельца авто.
Специалист попросил об этом продавца ради интереса. Как он и предполагал, ему представили лишь дубликат, который выдается при потере оригинала.
- Когда автомобиль покупается в кредит, автосалон оставляет ПТС себе. Только после того как кредит оплачен, ПТС возвращают владельцу. Однако порой недобросовестные водители обращаются в ГИБДД за дубликатом, уверяя в том, что оригинал потерян. При покупке новый владелец даже и не узнает, что автомобиль находится у банка в залоге, - поясняет Викторов.
Хотите иномарку?
После отечественных авто взгляд падает на маленькую желтую иномарку «Пежо-107». На мой женский взгляд, это, пожалуй, самая яркая машина из всех представленных. Именно цвет подкупает, и я уговариваю Артема Алексеевича обратить внимание и на это авто. Продавец отдает иномарку 2007 года за 250 тысяч рублей. Странным кажется пробег - всего 50 тысяч километров.
- Вероятно, пробег скручен. Очень мало для девятилетней машины. Состояние салона автомобиля говорит о том, что на этой малышке ездили много. Рычаг коробки передач рваный, все кнопки на магнитоле стертые и блестят, сиденье продавлено. Да и сколов на капоте совсем нет. Скорее всего, он начинает ржаветь и его просто покрасили, - продолжает специалист.
Далее обращаю внимание на ценник китайского автомобиля «Чери Бонус». Красивая иномарка 2013 года стоит всего 257 тысяч рублей. В данном случае пробег в 50 тысяч километров - это хороший показатель. Авто красивое не только снаружи, но и внутри. Огромное количество опций - от наличия управления магнитолой на руле до подогрева передних сидений. Уже представляю и себя за рулем этого авто. Пожалуй, лучше подкопить денег на него. Однако тут же Артем Викторов уверяет меня в обратном.
- По кузову никаких нареканий нет. Конечно, есть мелкие царапины, но это ерунда. Однако двигатель работает неровно. Его обязательно стоит проверить. А вот цена низкая, пожалуй, не оттого, что есть какие-то проблемы. Дело в том, что все «китайцы» сильно падают в цене уже через год использования, - говорит Викторов.
Итог
Для тех, кто ищет отечественную машину, на рынке представлен более широкий выбор автомобилей. Пожалуй, здесь можно выбрать что-то подходящее. Правда, возможно, не обойдется без вложений. А вот иномарок гораздо меньше. В тот день, когда мы приехали на авторынок, здесь были представлены лишь несколько машин популярных марок. С грустью хочется также отметить, что сам авторынок изживает себя. Большинство продавцов - перекупщики, настоящих владельцев мало.
Те, кто продают автомобиль, сейчас предпочитают делать это через интернет, благо существует множество специализированных сайтов. Если вы найдете свой автомобиль там, надеемся, советы Артема Викторова пригодятся вам при его осмотре.