Автобусные гонки: победителей нет, есть пострадавшие

Казалось бы, при введении новой маршрутной сети и проведении транспортной реформы городские власти предусмотрели все для удобной перевозки пассажиров.

news_top_970_100

Редакция решила проверить обоснованность претензий горожан и отправила своего корреспондента в экспедицию по городским улицам на красных автобусах.

Шишки, ссадины и потерянные нервные клетки

Семь вечера на улице Амирхана, впрочем, как и на других магистралях Казани, самое пиковое время. Плотный транспортный поток, машины двигаются с черепашьей скоростью. Наш автобус заполнен пассажирами до отказа. В салоне тесно, жарко и душно, несмотря на недавно прошедший ливень. 10, 15, 20 минут почти стоим, у нашего водителя не выдерживают нервы. Он выруливает на трамвайные пути. Колеса автобуса заскользили на мокрых рельсах, машину резко развернуло. Ее задняя часть чудом не задела стоявшую сзади иномарку. А вот некоторые пассажиры, не удержавшись, приземлились на пол салона. Минут пять водитель потом выруливал на проезжую часть.

Час спустя на остановке «Ул. Волгоградская». Жду автобус 36-го маршрута. Интервал его движения большой, поэтому у меня есть время понаблюдать за тем, что происходит на остановочной площадке. А посмотреть, надо сказать, есть на что. Перекресток Декабристов - Волгоградская очень оживленный. Здесь пересекаются с десяток маршрутов плюс трамвайное движение да к тому же еще автостоянка. Зачастую к остановке одновременно подъезжают три-четыре автобуса. Разъехаться им бывает довольно трудно. Но у меня сложилось впечатление, что водители специально (из-за вредности, что ли?) затрудняют движение своим коллегам. Тот, кто в начале колонны, видя, что за его машиной выстраивается целый хвост автобусов, тем не менее паркуется в самом начале посадочной площадки, вынуждая других водителей застревать прямо на светофоре. Те сигналят, ругаются, а потом не выдерживают, обгоняют упрямца и затем уже в свою очередь ставят автобус чуть ли не поперек проезжей части, открывая двери для пассажиров.

12 часов уже другого дня. Направляюсь в сторону Центрального парка. Движение на дороге довольно-таки свободное, без пробок. Вдруг мою маршрутку прямо по трамвайным путям пытается обогнать другой автобус. Замечаю, что наш водитель, глядя в зеркало обзора, скептически так улыбается и... прибавляет скорость, не давая конкуренту обойти его. Машина соперника опасно вихляет на рельсах. Остановил гонку сигнал светофора. Водитель, вовремя заметив красный свет, резко дал по тормозам, отчего пассажиры падают. Я не успела удержаться и больно ударилась виском о поручень.

План, лизинг и автомобильный террор

Меняю позицию и перехожу в стан водителей автобусов. В дневной час пик отправляюсь по одному из маршрутов, проходящему по центральной части города. Почти каждая остановка оккупирована припаркованными автомобилями. Чтобы высадить пассажиров, водителю автобуса приходится лавировать между ними, а то и просто открывать двери чуть ли не на проезжей части.

С Татарстана сворачиваем на Московскую остановка «Кирова». Водитель, завершив посадку, только начал движение, как вдруг, смачно ругнувшись, резко затормозил. Нас подрезала легковушка, которой срочно понадобилось припарковаться у автобуса под носом.

- И ведь каждый раз такое безобразие, - возмущается водитель Ильдар. - Где хотят ездят, останавливаются, перестраиваются из ряда в ряд. В пиковое время это просто беда. Так и норовят вперед тебя проскочить. Ему, торопливому, глубоко наплевать, что у меня за спиной в салоне под сто пассажиров.

На Московской попадаем в пробку. Водитель наш то и дело поглядывает на часы. Проскочив затор, он прибавляет скорость, стараясь нагнать упущенное время.

- А что делать, - рассуждает Ильдар. - Машина взята в лизинг, за нее нужно выплачивать, на жизнь заработать, да и кондуктору и за бензин отстегивать, а потому - план, план и еще раз план. Вот и приходится крутиться, без обеда нормального, иной раз захватывая выходные.

А еще ГИБДД норовит нас каждый раз наказать за нарушение. К примеру, на остановке «Энергоуниверситет» инспекторы время от времени дежурят и штрафуют нас за то, что мы останавливаемся, в не положенном месте. А что нам остается делать, если пассажиры по привычке стоят на старом месте?! Вместо того чтобы людям объяснить, где им нужно ждать транспорт, инспекторы делают нас крайними.

Первым делом автобусы, а легковушки потом

За водителей общественного транспорта неожиданно заступился автолюбитель с многолетним стажем. Марат Хисамиев считает, что автобусников поставили в сложное положение:

- Прежде чем требовать от них нормальной работы, необходимо создать для этого условия. Во всех развитых странах на городских улицах соблюдается приоритет общественного транспорта. Когда я был в Испании, то поначалу недоумевал, как по таким узким улочкам проезжают автобусы, ведь там не развернуться. Пока не увидел, как легковые автомобили пропускают в первую очередь общественный транспорт. То же самое и в пробках, и на оживленных трассах. Пока наши водители не научатся уважать автобусников, порядка, увы, не будет.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100