С 2010 года Айдар Файзрахманов - профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Лучшим отдыхом считает труд на огороде. - Айдар Фатхрахманович, 60 лет - это определенный рубеж. С какими мыслями вы подошли к этой дате? - Я постоянно вспоминаю своего отца, его 60-летний юбилей. Он прошел войну, был учителем младших классов. В 60 лет отца отправили на пенсию. Мне было 13 лет, и я помню, как его достойно провожали: у нас было много гостей, папа услышал много добрых слов. Ему подарили настенные часы с барометром. Они до сих пор висят у нас дома и считают уже мое время. Папа очень переживал, что остался без любимой работы, и после юбилея прожил ровно месяц. У меня, слава богу, работа есть, и она будет всегда.
- Возраст - понятие относительное, особенно для творческого человека…- Да, совсем недавно в рамках фестиваля «Филармониада» у нас прошел творческий вечер Владимира Зельдина, которому исполнилось 100 лет. Мне раньше казалось, что человек в 60 лет - глубокий старик. Но на концерте Владимира Михайловича я почувствовал себя просто мальчишкой. Я понял, что мне ВСЕГО 60! Зельдин в свои 100 лет находится в прекрасной форме, поет, танцует, шутит. Концерт шел больше двух часов, и он практически не присел! Мне, чтобы дожить до такого уровня, надо еще сорок лет работать и работать!
- На вашем концерте зрители открыли для себя абсолютно нового Айдара Файзрахманова - замечательного композитора. Когда вы стали сочинять песни?- Об этой стороне моего творчества не знали даже моя семья и близкие друзья. Сочинять начал лет 10 назад, но в последние полгода произошел какой-то прорыв - лирические песни в романсовом стиле пишутся одна за другой… Мне приятно, что зрители приняли их тепло. И даже моя жена сказала: «Знала, что живу с талантливым человеком, но не думала, что ты пишешь такие удивительные песни!»
- Как подбираете стихи для своих песен?- У меня много поэтических сборников, которые мне дарили мои друзья, знакомые - талантливые поэты. Все они в закладках. Например, еще в 1989 году я отметил для себя стихотворение, а музыка получилась только совсем недавно. Стихи подбираю только те, которые соответствуют моей внутренней философии. В основном это произведения поэтов моего поколения. Мечтаю сделать мюзикл на татарском языке, если появится интересный исторический сюжет.
- Ансамбль фольклорной музыки Татарстана - явление уникальное, каждый артист поет, танцует, играет на нескольких музыкальных инструментах. Как удалось собрать в коллективе таких универсальных артистов?
- В ансамбле всего 16 человек, и каждый должен уметь все. Это очень сложно. Подготовленных артистов нет. Я готовлю их сам. Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории. У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае.
- Интересно, как собирается фольклорный материал?- Мы ездили в творческие экспедиции по районам республики и регионам России, записывали редкие старинные песни, мелодии, изучали танцы, национальные костюмы. Но это только первый этап работы. Потом их расшифровывали, обрабатывали. Сейчас материала у нас сверхдостаточно. Очень многое мы еще не успели обработать.
Около 120 песен вошли в два сборника, которые филармония издала на грант Президента Татарстана Рустама Минниханова. Кроме песен мы опубликовали 15 инструментальных произведений и дали подробное описание 16 танцев, которые до нас на профессиональном уровне никто не исполнял. Это большая научно-исследовательская работа и, кроме того, отличный учебно-методический материал для студентов музыкальных вузов. Ценность этих книг еще и в том, что последние сборники татарского фольклора были изданы 30 - 40 лет назад.Приятно, что наши сборники получили высокую оценку Минтимера Шариповича Шаймиева и Министерства образования РТ. Научная работа - важное направление деятельности ансамбля. Другое важнейшее направление - работа с детской аудиторией. После концертов ребята не уходят сразу, они подходят, общаются с артистами, мы даем им в руки инструменты, дарим на память диски с записями наших концертов. Это, наверное, самая нужная и полезная работа для своей нации. Может быть, звучит пафосно, но это так.
- Айдар Фатхрахманович, сегодня пробиться к зрителям стало намного проще…- С одной стороны, это хорошо, но с другой - в этом скрыта большая опасность. Сцена - не общественная баня, куда может зайти любой человек с улицы. Сцена - место священное. Не зря она приподнята над зрительным залом. Нельзя с нее нести все что угодно. Мне бывает стыдно, когда артисты со сцены рассказывают анекдоты, которые я даже в компании мужиков постеснялся бы рассказывать. А такое, к сожалению, случается нередко. - Как этому можно противостоять?- Раньше были худсоветы, которые контролировали качество программ, номеров. Худсоветы необходимо вернуть. В этом нет ничего плохого. На рынке человек может продавать продукцию без лицензии? Нет. Если его продукты не соответствуют определенным стандартам, их конфискуют, потому что они представляют реальную опасность для здоровья. А почему те, кто распространяет со сцены аморализм, отравляя сознание зрителей, не несут за это никакой ответственности? Я не считаю таких людей артистами. Артист - это сложная и благородная профессия. Ей надо учиться всю жизнь.
- Возраст - понятие относительное, особенно для творческого человека…- Да, совсем недавно в рамках фестиваля «Филармониада» у нас прошел творческий вечер Владимира Зельдина, которому исполнилось 100 лет. Мне раньше казалось, что человек в 60 лет - глубокий старик. Но на концерте Владимира Михайловича я почувствовал себя просто мальчишкой. Я понял, что мне ВСЕГО 60! Зельдин в свои 100 лет находится в прекрасной форме, поет, танцует, шутит. Концерт шел больше двух часов, и он практически не присел! Мне, чтобы дожить до такого уровня, надо еще сорок лет работать и работать!
- На вашем концерте зрители открыли для себя абсолютно нового Айдара Файзрахманова - замечательного композитора. Когда вы стали сочинять песни?- Об этой стороне моего творчества не знали даже моя семья и близкие друзья. Сочинять начал лет 10 назад, но в последние полгода произошел какой-то прорыв - лирические песни в романсовом стиле пишутся одна за другой… Мне приятно, что зрители приняли их тепло. И даже моя жена сказала: «Знала, что живу с талантливым человеком, но не думала, что ты пишешь такие удивительные песни!»
- Как подбираете стихи для своих песен?- У меня много поэтических сборников, которые мне дарили мои друзья, знакомые - талантливые поэты. Все они в закладках. Например, еще в 1989 году я отметил для себя стихотворение, а музыка получилась только совсем недавно. Стихи подбираю только те, которые соответствуют моей внутренней философии. В основном это произведения поэтов моего поколения. Мечтаю сделать мюзикл на татарском языке, если появится интересный исторический сюжет.
- Ансамбль фольклорной музыки Татарстана - явление уникальное, каждый артист поет, танцует, играет на нескольких музыкальных инструментах. Как удалось собрать в коллективе таких универсальных артистов?
- В ансамбле всего 16 человек, и каждый должен уметь все. Это очень сложно. Подготовленных артистов нет. Я готовлю их сам. Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории. У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае.
- Интересно, как собирается фольклорный материал?- Мы ездили в творческие экспедиции по районам республики и регионам России, записывали редкие старинные песни, мелодии, изучали танцы, национальные костюмы. Но это только первый этап работы. Потом их расшифровывали, обрабатывали. Сейчас материала у нас сверхдостаточно. Очень многое мы еще не успели обработать.
Около 120 песен вошли в два сборника, которые филармония издала на грант Президента Татарстана Рустама Минниханова. Кроме песен мы опубликовали 15 инструментальных произведений и дали подробное описание 16 танцев, которые до нас на профессиональном уровне никто не исполнял. Это большая научно-исследовательская работа и, кроме того, отличный учебно-методический материал для студентов музыкальных вузов. Ценность этих книг еще и в том, что последние сборники татарского фольклора были изданы 30 - 40 лет назад.Приятно, что наши сборники получили высокую оценку Минтимера Шариповича Шаймиева и Министерства образования РТ. Научная работа - важное направление деятельности ансамбля. Другое важнейшее направление - работа с детской аудиторией. После концертов ребята не уходят сразу, они подходят, общаются с артистами, мы даем им в руки инструменты, дарим на память диски с записями наших концертов. Это, наверное, самая нужная и полезная работа для своей нации. Может быть, звучит пафосно, но это так.
- Айдар Фатхрахманович, сегодня пробиться к зрителям стало намного проще…- С одной стороны, это хорошо, но с другой - в этом скрыта большая опасность. Сцена - не общественная баня, куда может зайти любой человек с улицы. Сцена - место священное. Не зря она приподнята над зрительным залом. Нельзя с нее нести все что угодно. Мне бывает стыдно, когда артисты со сцены рассказывают анекдоты, которые я даже в компании мужиков постеснялся бы рассказывать. А такое, к сожалению, случается нередко. - Как этому можно противостоять?- Раньше были худсоветы, которые контролировали качество программ, номеров. Худсоветы необходимо вернуть. В этом нет ничего плохого. На рынке человек может продавать продукцию без лицензии? Нет. Если его продукты не соответствуют определенным стандартам, их конфискуют, потому что они представляют реальную опасность для здоровья. А почему те, кто распространяет со сцены аморализм, отравляя сознание зрителей, не несут за это никакой ответственности? Я не считаю таких людей артистами. Артист - это сложная и благородная профессия. Ей надо учиться всю жизнь.