Ажурная скатерть

news_top_970_100

У нас в семье такая традиция - сохранение наследия прошлого. Из хранителей этой полезной традиции остались, пожалуй, только я и шкаф, правда, я - по убеждениям, а он - против своей воли. Только благодаря мне ежегодно и пополняются запасы дачных вещей. Например, одежда: новая, красивая, модная вещь со временем переводится из разряда праздничной в повседневную, потом в домашнюю. А дальше доживать свой век она отправляется на гостеприимную дачу. Отсюда и возникает недопонимание со строптивым вышеупомянутым предметом дачной мебели.

Фото автора

Весной на даче в один из вечеров разбиралась на полках в шкафу. Капризные полки уже давно стонали от переизбытка вещей и требовали избавить их от недопустимого перегруза, конкретно протестовали! Откроешь дверцу шкафа, а они прямо навстречу тебе выталкивают то, что, по их мнению, лишнее. Согласна, многое там годами лежало невостребованным. Я, скрепя сердце, готова была уже с чем-то расстаться. Но мне напоследок захотелось этим вещам найти новых хозяев: отдать в хорошие руки и проститься с ними по-человечески. На глаза попалась старая давно и незаслуженно забытая ажурная скатерть, связанная крючком из когда-то белых катушечных ниток. Это был подарок моей крестной тети Раи в день моего крещения.

Крестная воспитывалась в большой по теперешним меркам семье из девяти человек: мама, папа, Раечка, три ее старшие сестры и три младших брата. Семья жила скромно, зато дружно. Взрослые работали, дети учились и помогали старшим по хозяйству, а малыши изо всех сил старались быстрей расти.

…Внезапно мирное течение жизни нарушила война. Оккупация. В это время моей крестной было всего десять лет. Две старшие сестры Анна и Мария вскоре ушли на фронт и стали там санитарками. Старший из братьев - шестнадцатилетний Иван - сам убежал на фронт, впоследствии воевал танкистом, а несовершеннолетнюю сестру Клаву угнали в Германию. Дома остались родители, Раечка, пятилетний Вася и двухлетний Вова. Семье пришлось в полной мере испытать на себе тяготы войны: прятаться от немцев, голодать до обморока…

Но наконец-то прошли и эти длиной в целую жизнь страшные, непомерно тяжелые четыре года. И вот долгожданная, выстраданная нашим народом Победа! С войны вернулись Анна и Мария, чуть позже Клава из плена, а Ваня пропал без вести. Произошли изменения и дома: умер маленький Вова, а следом за ним умерла и мать, едва дождавшись Победы и возвращения старших дочерей.

Недолго сестры побыли дома, помогая восстанавливать разрушенное хозяйство. Вскоре все три сестры завербовались на стройки страны и уехали. Раечка осталась дома с больным отцом и младшим братом. Крестной с ее пытливым умом и любовью к знаниям не довелось продолжить свою учебу: не до того ей было. Рая решила свою мечту воплотить в брате и дать ему возможность получить достойную профессию. От зари до зари работала она в колхозе, потом занималась домом и огородом. Брат старался не подвести сестру: помогал ей во всем и сумел окончить школу на одни пятерки. Дальше ему предстояло учиться в районном центре, до которого «всего-то» 23 километра. Добираться туда предстояло пешком. Каждую неделю шаг за шагом туда и обратно проделывал он этот путь. Сколько же это шагов? Да кто их считал. Только каждый из них приближал его к цели! Чтобы собрать брата к учебе, Раечка вязала платки и скатерти на продажу. Делала она это в свободное время, то есть по ночам.

Представляю тусклый свет, низко склоненную голову, в натруженных тяжелой работой руках крючок, выделывающий замысловатые пируэты. Из ночи в ночь, петелька за петелькой творилась красота! Все вырученные деньги откладывались на учебу брату. Других денег, чтобы купить какую-то одежду, обувь и тетради новоиспеченному студенту, у Раи не было. В дорогу он брал ковригу черного хлеба и немного денег.

Все было не зря! Вася получил профессию, работал, женился, после заочно окончил строительный институт, руководил строительством в Курске и области. Не забыл он и своего ангела-хранителя: помог построить сестре новый добротный дом.

И вот у меня в руках подарок из прошлого. Заново обретенная скатерть. От прожитых лет мы с ней изменились: я поседела, а она приобрела благородный кремовый оттенок. Теперь, после своего забвения, она заняла почетное место в центре комнаты. Я с удивлением стала замечать, что скатерть обладает какими-то магическими свойствами. Наработаюсь на огороде, сяду в кресло напротив стола и охаю: «Ну все, с места не сдвинусь! Спина болит, голова кружится! Больше не пойду сегодня в огород!» Потом скользну взглядом по скатерти, и сразу становится как-то неловко при ней лентяйничать. Прислушиваюсь к себе: в общем-то спина не очень уж и болит да и голова вроде не сильно кружится. Какая-то лечебная получается скатерть…

О жизни каждого человека можно написать книгу. Слова как бусинки нанизываются на сюжетную линию. Слово за слово - и вот у кого-то жизнь как сборник анекдотов, другому человеку подходит только роман, третий - персонаж захватывающей приключенческой повести. А моя крестная может стать героиней целой эпопеи. Сейчас, спустя 80 лет после войны, она опять на своей малой родине, теперь уже с дочерью и внучкой, находится в эпицентре исторических событий. Телефоны молчат! Единственная связь с ней - ее подарок. Эта скатерть - кусочек прошлого. Она как мостик является связующим звеном от прошлого к настоящему и, я очень надеюсь, к будущему!

Надежда Ефремова
Подольск

news_right_column_240_400