Я работаю педагогом в детском саду и дважды в год провожу обследование умений и навыков детей. Во время одного из них столкнулась с тем, что современные дети совершенно не знают животных. Из 35 ребят только один назвал снегиря. Потому что они с папой подобрали птицу на улице, перевязали ей больную лапку и долго ухаживали за ней. А 31 ребенок до обследования понятия не имел о хорьке и бобре, с удивлением глядя на их изображения, словно это были инопланетяне.
Не зная животных и их привычки, дети, соответственно, не испытывают к ним и теплых чувств. Муравей, бегущий в свой домик, для них - «хиляк», которого можно и нужно топтать под одобрительную улыбку мамочки. А на прогулке с детьми старшей группы я выяснила, что муравей еще и «вор, который всегда тащит все, что плохо лежит».
Мальчик Артем сказал другому ребенку и буквально «окрылил» меня: «Не жми бабочку-коробочку, она сейчас заплачет!» Я поддержала Артема: «Ну да, правильно, если бы вам кто-то руку сломал, было бы весело? Вот и бабочке больно».
Дети все понимают. Как-то один мальчик, рассматривая тигра на картине, заявил: «Содрать бы с него шкуру на шубу!» А я ему сказала: «А ты знаешь, какой тигр силач? Он может более двух недель не есть или питаться саранчой. А ты бы сумел так?» И в ответ одобрительное: «У-у-у! Крутой зверюга! Не надо его убивать».
Верно, малыш, не надо.
Надежда СОТНИКОВА