Бакалавр ищет работу

Появлению новых терминов «бакалавр» и «магистр» мы обязаны Болонскому процессу.

news_top_970_100
Под этим явлением следует понимать «гармонизацию систем высшего образования в европейских странах». Именно с этой целью в итальянской Болонье в 1999 году была подписана декларация. А в 2003 году в состав стран, присоединившихся к Болонскому процессу, вошла и Россия.- Бакалавр? Это что? – изумленно спросил работодатель и воззрился на мой диплом как на гремучую змею. – Не-е-ет, нам нужны специалисты с высшим образованием...- Так это и есть высшее.- Нет, ну высшее – это специалист. А тут не поймешь что.Получи один такой ответ от работодателя, я бы вежливо улыбнулась и пошла дальше. Но это был уже третий! Вот к чему привело желание поскорее обрести самостоятельность...Зачем нам нужна Болонская система?Система предусматривает многоступенчатую структуру получения высшего образования: бакалавриат (четыре года обучения), магистратура (еще два года) и еще множество новшеств. Кстати, в 2011 году все российские вузы должны завершить переход на эту систему подготовки специалистов разного уровня. По словам ректора КФУ Ильшата Гафурова, это сделано для того, чтобы привести нашу систему высшего образования в соответствие с европейской:- Полагаю, что диплом нашего федерального университета должен говорить о высоком уровне подготовки выпускника, его конкурентоспособности - и не только на отечественном, но и на мировом рынке труда, - считает ректор. - Однако чтобы наши дипломы признавали на Западе, нужно привести программы обучения в соответствие с европейскими стандартами. В Европе давно существует система взаимного признания дипломов, и она доказала свою эффективность и жизнеспособность.Действительно, дипломы, полученные по такой системе, имеют «европейское приложение», то есть должны котироваться в любой стране Европы. Но котируются ли они в нашей стране?Невысшее высшее?Во-первых, кто же такой бакалавр? Это специалист общего профиля, для которого некоторые должности ограничены. Магистр – специалист высшего звена, имеющий специализацию. Это два разных уровня высшего образования. Это легко понять по схеме, давно применяемой в медицинских вузах: отучившийся четыре года студент получает диплом врача общего профиля. А чтобы стать, например, кардиологом, надо отучиться еще два года.Бакалавриат очень популярен в США – именно им ограничивается большинство американцев, решивших получить высшее образование. Кстати, есть мнение, что именно США лоббировали внедрение этой системы образования в Европе.Конечно, возможности бакалавра несколько ограничены. Например, он не может поступать в аспирантуру – это следующая ступень возможна только для магистра. Но никто не мешает бакалавру, если появится такое желание, продолжить высшее образование, поступив в магистратуру, а потом и в аспирантуру.На мой взгляд, подобное разграничение - очень хорошее нововведение. Это дает возможность раньше начать самостоятельную жизнь с высшим образованием в арсенале. Ведь для кого-то лишние два года, проведенные в стенах альма-матер, непозволительная роскошь.Со мной согласна студентка КФУ Альбина Кудасова, которая в этом году должна получить диплом бакалавра:- Мне система кажется очень удачной. Тот, кто хочет стать магистром, имеет возможность после четырех лет учебы определиться со специализацией, поступить в магистратуру и проучиться еще два года. А тот, кто не может поступить, – что ж, это конкуренция между слабыми и сильными. Не все, кому раньше выдавали диплом общего образца, были равны по уровню знаний. Это несправедливо. Зато система позволяет за четыре года получить высшее образование и начать работать. Я так и собираюсь сделать. Мне надо поскорее встать на ноги: родители меня содержать не могут.Однако получится ли у Альбины устроиться на работу (учитывая мой небольшой опыт)? Как оказалось, не все работодатели готовы к такому нововведению. Многие из них до сих пор склонны рассматривать бакалавра как недоучку. Какое же будущее их ожидает?Лавры для бакалавраВ поисках ответа я обратилась к специалистам по кадровому рынку.- Большое значение имеет сфера деятельности компании, - объясняет руководитель рекрутинговой компании «Стратегия Успеха» Алия Байназарова. - Если работа связана с узкоспециализированным сегментом, то кандидатов без степени магистра вряд ли будут рассматривать даже на этапе Long List - так среди профессионалов по подбору персонала называется первая ступень отбора соискателей, когда составляется список всех подходящих и интересных резюме. Зато, например, на производственном предприятии с удовольствием рассмотрят кандидатуру бакалавра. Более того, предоставят возможность получить первичные практические навыки работы! А в будущем будут способствовать получению степени магистра по необходимому направлению. Кроме того, в сфере розничных продаж работодатели настроены на подбор бакалавров без опыта. Благодаря многочисленным внутренним тренинговым программам компании сами выращивают именно таких сотрудников, которые способны решить поставленные задачи. Бакалавриат здесь играет роль хорошей базы. Отдельно можно сказать об экономическом и юридическом направлениях. Работодатели больше доверяют начинающим специалистам со степенью магистра. Вот здесь действительно наблюдается уверенность в том, что шестилетнее обучение в вузе более глубокое, доскональное и полное.В общем-то все не так безнадежно. Но все-таки, если бы я знала раньше некоторые нюансы, с которыми познакомилась почти через год после получения диплома, наверное, сейчас бы еще училась в магистратуре.Комментарий специалистаА вот какого мнения придерживается директор консалтинг-агентства Юлия Касилова:- В ближайшем будущем требования к качеству образования серьезно возрастут - они будут довольно жесткими. Поэтому, конечно, больше будут востребованы магистры и специалисты. Но есть интересный нюанс. Во всей стране наблюдается тенденция к сокращению численности работоспособного населения. То есть в недалеком будущем выпускников станет так мало, что работодатель будет рад соискателю любого уровня высшего образования. И бакалавры, которые его получают быстрее, будут очень востребованы.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100