Баллада, ставшая судьбой

Вчера Лариса Голубкина отмечала юбилей.

news_top_970_100

Отважная кавалерист-девица, кажется, могла быть только такой, как в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Голубкина блестяще сыграла бесстрашную и неотразимую Шурочку Азарову, и как это часто бывает в актерской судьбе, эта роль «приросла» к ней навсегда. Миллионы девушек Советского Союза перенимали ее жесты и манеры, стиль общения с представителями сильного пола. Ее героиня сошла с экрана на театральные подмостки - спектакль Театра Советской армии «Давным-давно» с Ларисой Голубкиной в главной роли много лет собирал аншлаги.

Но есть и оборотная сторона медали: слава Шурочки Азаровой помешала актрисе получить другую яркую роль. Когда Леонид Гайдай задумал снимать «Кавказскую пленницу», в роли Нины он видел Ларису Голубкину. Но потом отказался от этой идеи, и в фильме сыграла никому тогда не известная Наталья Варлей. Подобных разочарований в жизни Ларисы Ивановны было немало.

- Лариса всегда считала, что она мало играет, - рассказывает ее коллега по театру и партнер по многим спектаклям Владимир Зельдин. - Но это ощущение профессиональной нереализованности не сделало ее злой. Она хороший друг, чудесная хозяйка и прекрасная женщина!

С песней по жизни

О чем втайне жалеет Лариса Голубкина, так это о том, что не стала оперной певицей. Петь она начала сразу, как только научилась говорить.

- Помню свое послевоенное детство: кто-то выносил в наш двор в Лефортово патефон и заводил пластинки Клавдии Шульженко, - рассказывает Лариса Ивановна. - Ее песни я знала наизусть. И родители мое желание петь всегда поощряли.

Правда, о том, что дочь хочет стать профессиональной певицей, а тем более актрисой, Иван Павлович и Клавдия Михайловна и слушать не хотели. Отец - фронтовик, человек резкий и строгий, сказал свое веское слово: «Артист - это черт знает что!» И Лариса углубленно изу-чала физику и химию. Но поступила не в технический вуз, а в музыкальное педагогическое училище, а потом и в ГИТИС на факультет музыкальной комедии. На третьем курсе она попала на кинопробы к Эльдару Рязанову.

В звездную компанию «Гусарской баллады» (Николай Крючков, Игорь Ильинский, Юрий Яковлев) Лариса Голубкина вписалась легко. Хотя и дрожала от страха - все-таки первая роль, а режиссер Эльдар Рязанов - тот самый, что снял знаменитую «Карнавальную ночь»!

- Лариса прибегала ко мне: «Таня, расскажи: как, что?» А я говорила: «Ларка, да я сама не знаю!» Это в театре я уже кое-что понимала, а в кино у меня ведь тоже была первая роль, - рассказывает Татьяна Шмыга. - В общем, обе тряслись от страха. И безропотно делали все что говорил режиссер.

Но однажды Голубкина отказалась выполнить команду. Снимали сцену, где Шурочка Азарова в мундире испанца со шпагой в руке прыгает со второго этажа. Обычно смелая и даже лихая, Лариса вдруг замешкалась: все-таки высота была в несколько метров.

- Когда мои уговоры не возымели на Ларису действия, я, рассерженный задержкой, решил показать, что соскочить вниз совсем не страшно, - рассказывает нам Эльдар Рязанов. - Когда подбежал к краю - сразу понял испуг Ларисы. Но отступать было некуда - и я прыгнул вниз. К счастью, приземлился благополучно. И Лариса осмелела. Два дубля прошли удачно. А вот на третьем у нее подвернулась лодыжка. Ее унесли на носилках. Но кадр был уже снят...

- Эта травма и теперь не дает мне покоя: с тех пор я не могу ходить на каблуках, - признается Лариса Голубкина. - А когда без них совсем нельзя обойтись - приходится терпеть страшную боль. Но что поделаешь: искусство требует жертв...

Любовь всей ее жизни

Лариса Голубкина и Андрей Миронов познакомились в 1963 году.

- Летом мы с Ларисой поехали на кинофестиваль советского кино в Египет, Сирию и Ливан, - рассказывает Наталья Фатеева. - За месяц, что прожили бок о бок, подружились. Мы были молодые, веселые. Тогда был модным танец хали-гали, и Голубкина в отличие от меня могла «затанцевать» любого. Я рассказала подруге о своем романе с Андреем Мироновым (как раз в 1963 году вышел фильм «Три плюс два», где Фатеева и Миронов играют влюбленную парочку). И решила познакомить Андрея с Ларисой на своем дне рождения в декабре 1963 года. Но отношения у них развились спустя 12 лет...

К тому времени Андрей Миронов расстался со своей женой актрисой Екатериной Градовой, с которой воспитывал дочь Машу. И Лариса Голубкина, у которой тоже подрастала дочь Маша, появившаяся в браке с оператором и режиссером Николаем Щербинским, не стала бегать от судьбы...

- Представляете, каково иметь в мужьях Андрея Миронова с его бешеным актерским темпераментом, с его немыслимой энергией! - говорит актер и друг семьи Михаил Державин. - Андрей постоянно стремился к чему-то новому: играл в театре, кино, ставил спектакли. И при этом не отличался идеальным здоровьем. Нам Андрюша никогда не жаловался на плохое самочувствие. И только Ларисе удавалось направить ураган его энергии в нужное русло и при этом поддерживать мужа в хорошей творческой форме. Вообще, она похожа на свою свекровь Марию Владимировну Миронову - такая же принципиальная, такая же чистоплотная, такая же великолепная хозяйка. Мы часто после съемок или спектаклей приходили к ним домой - поздно, не преду-предив хозяйку. Но у Ларисы всегда были «аварийные запасы» - откуда-то появлялись какие-то отбивные и всякие вкусности... Андрей был необыкновенно гостеприимным, и Лариса старалась соответствовать.

Осенью 1978 года их дружная компания собралась на съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки».

- Это был наш с Михаилом Державиным и Андреем Мироновым отпуск в театре, и за месяц-полтора мы должны были успеть снять все сцены на натуре, а их там было много, - вспоминает Александр Ширвиндт. - И Лариса постаралась создать для нас ощущение тех домашних встреч у них в квартире. Хотя она сама снималась в этом фильме, но как-то находила время ездить на рынок и готовить нам шикарные обеды!

Семейно-творческий союз Миронова и Голубкиной, объединивший вокруг себя многих артистов, просуществовал 14 лет. В 1987 году знаменитого актера не стало. Лариса Ивановна замуж больше не вышла.

Счастье матери

Дочь Мария Голубкина окончила театральное училище имени Щукина, работала в Театре сатиры под руководством «дяди Саши» (Ширвиндта), а теперь актриса Театра имени Пушкина. Она больше десяти лет была женой актера и шоумена Николая Фоменко и подарила Ларисе Ивановне двух внуков - Настю и Ивана. Оба музыкальные и спортивные: Настя играет на фортепиано и занимается теннисом, Ваня осваивает скрипку и дзюдо.

Награда за смелость

После выхода «Гусарской баллады» Лариса Голубкина на Центральном телевидении какое-то время вела передачу «Музыкальный киоск», потом «Артлото». И вот много лет спустя вернулась на экраны - не так давно на канале «ТВ Центр» она стала ведущей программы «Добрый вечер, Москва!» Вместе с фигуристом Алексеем Ягудиным. Даже он, спортсмен, рядом с ней запел! Они исполнили знаменитую пахмутовскую «Надежду».

«Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость» - эта песня про нее.

news_right_column_240_400